economicus.ru


Ресурс по теме: Потребительский излишек

Излишек потребителя.
  1. Вопросы на выбор верного ответа.
    1. Источник потребительского излишка в том, что:
      1. цена, заплаченная за товар, приносит потребителю необходимую ему полезность;
      2. цена всех единиц приобретаемого товара одинакова, а предельная полезность каждой предшествующей единицы блага меньше, чем последующих;
      3. полезность приобретаемых потребителем единиц товара превышает уплаченную за них цену;
      4. полезность последнего купленного делимого блага превышает цену.


    2. Излишек потребителя на рисунке 8-1 равен:
      1. AEB;
      2. P0EB;
      3. AEP0;
      4. площади фигуры, не указанной на этом рисунке.


    3. В чем состоит рациональность потребителя при его действиях на рынке отдельного товара?
      1. В максимизации общей полезности от потребления данного товара;
      2. В установлении для себя такого объема потребления блага, который соответствовал бы максимальному значению потребительского излишка;
      3. В выборе количества блага, которое принесло бы ему максимум полезности от его потребления;
      4. В потреблении блага до того уровня, когда приносимая им общая полезность начинает уменьшаться.


    4. При анализе потребительского излишка под понятием "предельная полезность" понимается:
      1. абстрактная величина;
      2. равновесная цена на рынке данного товара;
      3. некая фиксированная денежная величина;
      4. предельная цена, которую потребитель готов заплатить при каждом каждом уровне объема спроса.


    5. Что предоставляет нам возможность суммировать индивидуальные излишки потребителей?
      1. Аксиома экономической теории о рациональном поведении всех потребителей;
      2. Сопоставление всех субъективных полезностей, выраженных в денежной форме, с единственной равновесной рыночной ценой;
      3. Использование денежных оценок для всех субъективных полезностей;
      4. Ситуация, когда на рынке различные потребители приобретают одно и то же благо, сама снимает проблему сопоставления полезностей.


    6. Графически излишек производителя это:
      1. площадь фигуры, ограниченной кривой предложения, линией равновесного объема продукции и осями координат;
      2. площадь фигуры между кривой спроса и кривой предложения;
      3. площадь фигуры между кривой предложения и линией уровня равновесной цены;
      4. площадь фигуры, ограниченной сверху кривой предложения, а справа - линией уровня равновесного объема продукции.


    7. Излишек потребителя при введении налога на товар уменьшится за счет того, что:
      1. увеличивается плата за каждую единицу товара и сокращается его потребление;
      2. кривая предложения сдвинется вправо;
      3. цена, получаемая продавцом, снизится;
      4. кривая спроса сдвинется влево.


    8. Пусть вводится потоварный налог в размере T руб. на 1 единицу товара, взимаемый с продавца. Изменение ситуации представлено на рисунке 8-2. Как изменился излишек потребителя?
      1. Уменьшился на величину, представленную площадью фигуры CBGF;
      2. Увеличится на величину, представленную площадью фигуры RAGF;
      3. Уменьшится на величину, представленную площадью фигуры CBAGF;
      4. Уменьшится на величину, представленную площадью фигуры CBAR.


    9. Чистые потери общества, обусловленные введением потоварного налога, возникают из-за того, что:
      1. происходит уменьшение излишка потребителей;
      2. налоговые сборы не направляются полностью на дотации производителям товаров;
      3. совокупное сокращение излишков потребителей и производителей превышает сумму поступлений в бюджет государства от введения налога;
      4. налоговая система требует средств на свое поддержание и функционирование.


    10. Если введенный налог на товар А полностью расходуется на дотации производителям, то:
      1. чистые потери общества будут равны 0;
      2. чистые потери общества уменьшатся;
      3. чистые потери общества увеличатся;
      4. чистые потери общества возникают лишь при определенных величинах потоварного налога и дотаций.


    11. Чистые потери общества это:
      1. превышение потерь излишков потребителей и производителей над налоговыми доходами государства;
      2. сумма налоговых изъятий в пользу государства;
      3. разность между излишком производителей и излишком потребителей;
      4. превышение налоговых изъятий над потерями излишков потребителей и производителей.


    12. Излишек потребителя при введении дотации, выплачиваемой производителю товара увеличится за счет:
      1. действия единственного фактора - снижения цены на приобретаемый потребителем товар;
      2. увеличения цены, получаемой производителем за одно и то же количество товаров;
      3. совместного влияния снижающейся цены приобретения товара и растущего объема потребления;
      4. сдвига кривой спроса.


    13. Чистые потери общества, обусловленные выплатой производителям дотации на 1 единицу продукта, возникают из-за того, что:
      1. предоставленные дотации негативно влияют на потребителей, так как средства направляются не к ним;
      2. государство неэффективно расходует свои средства, предоставляя дотации;
      3. увеличение излишка потребителя больше увеличения излишка производителя;
      4. для общества в целом, затраты на дотирование превышают положительный эффект от него.


    14. Пусть вводится дотация на каждую единицу товара, выплачиваемая производителям.
      Изменение ситуации представлено на рисунке 8-3. Величина чистых потерь общества равна площади фигуры:
      1. ACE0P0;
      2. СE0E1;
      3. P0E0E1B;
      4. ACE1E0P0.


    15. При введении дотации на каждую единицу товара, выплачиваемую производителю, его излишек растет, так как:
      1. происходит уменьшение цены равновесия;
      2. возникают чистые потери общества;
      3. происходит рост объема продаж (кривая предложения сдвигается вправо) и рост получаемой производителем цены (за счет дотаций);
      4. происходит сдвиг кривой предложения вправо.


    16. Разница суммарной полезности, получаемой потребителями при потреблении товара Q [TU(Q)], и общей величины затрат производителей на производство этого объема продукции [TC(Q)] представляет собой:
      1. излишек потребителей;
      2. величину потерь производителей;
      3. база для налогообложения или расчета дотаций;
      4. чистый доход общества на рынке данного товара.


    17. Выберите верное утверждение.
      1. При росте объемов потребления и производства чистый доход общества постоянно растет;
      2. Наибольшему значению чистого общественного дохода соответствует объем производства и потребления Q, где MU (Q) в наибольшей степени превышает MC (Q);
      3. С ростом объемов производства и потребления полезность каждой последующей покупки [MU(Q)] падает, а затраты на ее производство [MC(Q)] растут;
      4. Ни одно из утверждений не является правильным.


    18. В анализе определения максимума чистого дохода общества использовалось допущение, что:
      1. общество имеет некие предпочтения в вопросе пропорций распределения между его членами производимого благосостояния;
      2. общественное благополучие измеряется только по показателю общей суммы "индивидуальных прибылей" потребителей;
      3. сумма "индивидуальных прибылей", получаемых разными индивидами, не является универсальным показателем благосостояния общества;
      4. государственный аппарат действует со 100% эффективностью.


  2. Вставка пропущенного слова.
    1. Излишек потребителя - выигрыш потребителя при покупке блага, обусловленный превышением полезности приобретенных единиц блага над _____.
    2. _____ изменением дохода, как меры излишка потребителя, называется величина, на которую надо увеличить доход, чтобы сохранить уровень благосостояния потребителя неизменным в ситуации, когда его лишают возможности потреблять товар.
    3. Часть дохода, которым потребитель готов пожертвовать ради потребления определенного товара по определенной цене при сохранении того же уровня благосостояния, что и при отсутствии этого товара, называется _____ изменением дохода, как меры излишка потребителя.
    4. Чистые потери общества - это _____ потерь излишков производителей и потребителей.
    5. Введение потоварных налогов и дотаций ведет к чистым потерям общества, так как происходит нарушение состояния _____ на конкурентном рынке.


  3. Верно ли утверждение?
    1. Максимальное значение чистого общественного дохода достигается для такого объема производства и потребления Q, где предельная полезность [MU(Q)] в наибольшей степени превышает предельные затраты [MC(Q)].
    2. Введение потоварного налога приводит к возникновению чистых общественных потерь, отклонению цены от рыночного равновесного уровня, и именно это отклонение есть причина появления чистых потерь общества.
    3. Введение дотаций на каждую единицу производимого товара приводит к возникновению чистых общественных потерь так как оно вызывает отклонение объема производства и потребления от единственной точки рыночного равновесия.


  4. Выделение ошибочного фрагмента текста.
    Укажите номер не соответствующего действительности фрагмента текста или {Ошибки нет}.
    1. {При введении потоварного налога}[1]{снижаются излишки и потребителя, и производителя},[2] {так как потребителю приходится платить больше за каждую приобретаемую единицу несмотря на сохранившийся объем потребления},[3] {а продавец получает от каждой проданной единицы товара меньшую сумму и вынужден сократить продажи}[4]. {Ошибки нет}[5].
    2. {Эффективность}[1] рыночного механизма, анализируемая {посредством измерения суммарного излишка потребителей},[2] {доказывается тем, что при установлении равновесной цены}[3] { все индивиды, предъявляющие спрос на товар, получат свой излишек}[4]. {Ошибки нет} [5].


  5. Задачи.
    1. Известно, что в точке равновесной рыночной цены товара излишек потребителя составил 10 единиц. С помощью представленного рисунка найдите эту цену ( TC - затраты потребителя на приобретение товара, TU - полезность от его приобретения).
    2. В таблице представлен пример - данные о значении предельных полезностях единиц товара для определенного индивида. Цена на товар равна 6 ден. ед. Известно также. что объем потребления выражается целыми числами. Чему равен излишек потребителя в представленной ситуации?
      Порядковый номер потребляемой
      единицы товара.
      Предельная полезность
      ( ден. ед./ штук1.)
      1
      2
      3
      4
      5
      6
      8
      7.1
      6.4
      5.9
      5.5
      5.3


  6. Свободные вопросы.
    1. Как понимается прибыль (излишек) потребителя в экономической теории?
    2. По мере увеличения объемов потребления что будет происходить со значениями приростов потребительского излишка?
    3. Как выражается реальность излишка потребителя в ситуации, когда индивиду не удалось потребить благо?
    4. Как потребитель может осознать (если конечно он четко формулирует для себя свои предпочтения), что исчерпал свою выгоду от заключения сделки?
    5. Если на рынке одного товара потребитель будет стремиться к максимизации полезности от потребления данного товара, то почему данное поведение противоречит аксиоме о рациональности индивида?
    6. В чем разница между компенсированным изменением дохода и эквивалентным изменением дохода как мерами излишка потребителей?
    7. Почему чисто практически определение точного абсолютного значения излишка потребителя затруднено?
    8. Какое положение теории потребительского выбора фактически сформулировал Ж. Дюпюи утверждая, что все потребляемые блага имеют разную полезность для разных целей, на которые они могут использоваться?
    9. Как Ж. Дюпюи объяснял причину существования ценовой дискриминации?
    10. Если механизм "налоги - дотации" действует так, что объектом воздействия и налогов, и дотаций являются разные товары, потребляемые одним и тем же индивидом, то приведет ли это к чистым потерям?
    11. От чего зависит распределение налогового бремени между потребителями и производителями при введении потоварного налога?
    12. Как увеличение реального дохода потребителя повлияет на его потребительский излишек, если потребляемый им товар -"товар низкого качества" при условии, что его цена осталась неизменной?
    13. Как увеличение реального дохода потребителя повлияет на его потребительский излишек, если потребляемый им товар - "нормальный товар" при условии, что его цена осталась неизменной?


  7. Вопросы для анализа.
    1. Предположим, что кривая предложения представлена вертикальной линией. Опишите, что произойдет, если на продукцию будет введен потоварный налог. Изобразите эту ситуацию на графике.
    2. Как известно, налоги и дотации ведут к чистым потерям общества. Подумайте, какие налоги и дотации не привели бы к появлению этих потерь?