economicus.ru


Ресурс по теме: Эффект дохода и эффект замены

Рынок: микроэкономическая модель//Пер. с англ. В.Лукашевича.- С.-Пб., 1992.
Долан Э., Линдсей Д.
ПРИМЕНЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Проверка теории потребительского выбора на... белых крысах
Обычно большинство эмпирических исследований в экономической науке основано на данных, почерпнутых из наблюдений за реальным поведением рынка. Однако в последние годы все большее число экономистов занялись лабораторными опытами. Во многих опытах в роли субъектов экспериментального исследования выступают студенты. Так, группа студентов может имитировать функционирование фондовой биржи, где акции обмениваются на пенсовые монетки или символические жетоны, Однако возможность привлечения людей к экономическим экспериментам связана с действием ряда ограиичений. Прежде всего непросто убедить людей согласиться участвовать в длительных экспериментах, которые могут целиком изменить их образ жизни. Более того, люди отдают себе отчет, что они участвуют в опыте. Самосознание этого обстоятельства вполне может каким-то образом воздействовать на человеческое поведение. Чтобы преодолеть эти ограничения, экономисты Джон Кагел из Университета г. Хьюстона и Рэй Батталио из "Тексас Эй энд Эм" на протяжении ряда лет использовали для экономических экспериментов животных. В ходе этих экспериментов в лаборатории были успешно подтверждены многие предсказания теории потребительского выбора. Например, в ходе одного из экспериментов два самца белой крысы были помещены в стандартные лабораторные клетки, где в изобилии были и пицца и вода. В углу каждой клетки были установлены рычаги, приводившие в действие сосуды-дозаторы. При нажатии на рычаг одного из дозаторов в резервуар поступало некоторое количество пива. Другой дозатор содержал безалкогольную смесь Коллинза. В ходе предыдущих экспериментов было установлено, что крысы пьют эти напитки куда охотней, чем воду. Исходя из этих условий каждая крыса получила возможность получить фиксированный "доход", равный определенному ежедневному количеству нажатий рычага, Крысам была представлена возможность самим распределить фиксированное количество нажатий между двумя рычагами. Экспериментаторы, кроме того, могли контролировать и "цену" пива и смеси Коллинза, определяя количество нажатий, которое должна была "потратить" крыса для получения одного миллилитра жидкости. В первом опыте, длившемся две недели, крысам был представлен "доход" в 300 нажатий рычага ежедневно, причем "цена" обоих напитков была установлена на уровне 20 нажатий за миллилитр. В этих условиях первая крыса остановилась на следующей модели выбора: она выпивала ежедневно около 11 миллилитров пива и около 4 миллилитров смеси Коллинза. Вторая крыса выбрала диету, состоявшую почти полностью из пива, а ежедневная доля смеси Коллинза составляла в среднем менее 1 миллилитра. Как только эти исходные условия были установлены, экспериментаторы перешли к исследованию того, как отреагируют крысы на изменение цен и доходов. На первом этапе эксперимента цена пива (число нажатий рычага, кеобходимых для получения 1 миллилитра) была удвоена, а цена смеси Коллинза снижена наполовину. В то же время "доход" каждого субъекта эксперимента был скорректирован таким образом, чтобы общее число нажатий рычага позволяло субъектам продолжать следовать сложившейся модели потребления, если они ее изберут (в изменившихся условиях - прим. пер.). Эта корректировка общего дохода была сделана для того, чтобы устранить возможный эффект дохода при изменении цены и сосредоточить внимание исключительно на эффекте замещения. Экономическая теория предсказывает, что в новых условиях крысы должны выбрать потребление больших, чем раньше, количеств смеси Коллинза и меньших количеств пива даже при наличии того, что их доход вполне позволяет им следовать той модели потребления, к которой они привыкли до "повышения цен". Поведение крыс полностью соответствовало этим предсказаниям. За две недели жизни в новых условиях первая крыса установила для себя следующую модель потребления: около 8 миллилитров пива и 17 миллилитров смеси Коллинза ежедневно. Вторая крыса, которая раньше предпочитала исключительно пиво, перешла на потребление 9 миллилитров пива и 25 миллилитров смеси Коллинза. Еще один эксперимент ставил задачу изучения эффектов дохода. В этом случае были выбраны две жидкости: пиво, очень любимое крысами, и водный раствор хинина, который они пьют с отвращением. В начале эксперимента цена пива была в два раза выше цены водного раствора хинина. Если "доход" крыс (равный количеству нажатий рычажка поилки, отпущенному" им на один день) поддерживался на очень низком уровне, они обычно выпивали некоторое количество сравнительно "дешевого" водного раствора хинина и более "дорогого" пива. По мере того, как их доход возрастал, они последовательно сокращали потребление водного раствора хинина и столь же последовательно увеличивали потребление пива. Вывод: для крыс пиво - нормальный товар, раствор хинина - низший товар, Убедившись в том, что раствор хинина - действительно низший товар, Кагел и Батталио решили проверить, нельзя ли экспериментально продемонстрировать действие эффекта Гиффена. Для действия этого эффекта необходимо наличие низшего товара, расходы на покупку которого составляют достаточно большую часть от затрат потребителя. Для того чтобы воспроизвести эти условия, крыс держали в "нищете": "бюджет" их поддерживался на столь низком уровне, что без систематического потребления значительных количеств водного раствора хинина крысам грозило обезвоживание организма, Затем без изменения общей величины бюджета (количества нажатий) была снижена "цена" водного раствора хинина. Если бы крысы продолжали в изменившейся ситуации следовать своей прежней модели потребления, то в их распоряжении остались бы "непотраченные" нажатия. На что же они их потратили? Конечно, на пиво. Получив возможность увеличить потребление пива, крысы сразу же резко сократили потребление водного раствора хинина, не рискуя при этом пострадать от обезвоживания организма. Общий результат эксперимента: снижение цены водного раствора хинина без изменения номинального дохода (количества нажатий в день) привело к тому, что крысы стали пить этот раствор в меньших количествах. Для "ввергнутых в нищету" крыс водный раствор хинина представляет собой самый настоящий "товар Гиффина".

Источник: Об эксперименте с пивом и смесью Коллинза впервые сообщено в журнале "Economic Inquiry" (John H. Kadel, Raymond С. Battalio, "Expenmen Consumer Demand Beharior", Economic Inquiry 8 (March 1975): 22- 38,
Journal of Western Economic Asso-. ,, Эксперимент Кагела и Батталио с пивом и хинином был обобщен в работе Тимоти Тригартена (Timothy Tregarthen "Found! A Giffen good". The Margin (October 1987); 8-10.