economicus.ru


Ресурс по теме: Межвременные предпочтения потребителя

Рынок: микроэкономическая модель//Пер. с англ. В.Лукашевича.- С.-Пб., 1992.
Долан Э., Линдсей Д.
ПРИМЕНЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Аномалии дисконтирования в повседневной жизни
Петербургский филиал компании Coca-Cola показал завидное умение находить новые возможности для продвижения своей продукции. Поданным ACNielsen, в июле 2001 года продажи кока-колы в Петербурге выросли более чем на 20% по сравнению с июлем 2000-го, тогда как продажи газированных напитков в целом остались на прежнем уровне. Одна из причин в том, что компания наладила торговлю кока-колой и разлив в арабских закусочных "шаверма", расположенных у станций метро и в других местах скопления людей.
Понятие дисконтирования является центральным в формулировке проблем рационального выбора, которые подразумевают соотношение затрат и прибылей, разнесенных во времени. Такой подход решает проблему максимизации прибыли - выясняется, что прибегать к займу выгодно лишь тогда, когда процентные ставки меньше уровня дохода на инвестированный капитал.
Перенося эти рассуждения на проблему общественного выбора, экономисты зачастую расходились во взглядах - сколь далеко проникает в человеческие отношения это понятие? Ряд эмпирических исследований теории и психологии общественного выбора свидетельствует, что индивиды в своей деятельности зачастую руководствуются весьма размытыми границами дисконтирования будущих событий. Приведем сводку примеров, основанных на исследовании ряда независимых экономистов.
  • Нормы временного предпочтения на краткосрочных временных интервалах существенно выше, чем на долгосрочных. Это утверждение иллюстрируется следующим экспериментом-опросом. Ряду лиц, выигравших в лотерею, предлагалось получить весь приз, равный 1000 долларам, через некоторое время, либо 900 долларов немедленно. Большинство согласилось на второе предложение. Но, рассматривая возможность получения 900 долларов через 12 месяцев, либо 1000 долларов через 13 месяцев, удалось выяснить, что практически все согласившиеся на получение 900 долларов немедленно во втором случае согласились ожидать более длительный срок.
  • Существует тенденция устанавливать более высокие нормы временного предпочтения для относительно небольших инвестиций по сравнению с крупными вложениями капитала. В рассмотренном ранее случае лотереи большинство предпочитает получить 5 долларов, нежели прождать год и получить 10 долларов. Но тот же самый индивид предпочтет ждать год, чтобы получить 10 000 долларов взамен сегодняшних 5 000.
  • Большинство индивидов устанавливают более высокие нормы временных предпочтений для призов и выигрышей в отличие от штрафов и наказаний. Так большинство людей не проявят желания ждать долгое время, чтобы получить приз в ТОО долларов и лишь альтернатива получения суммы выше 150 долларов способна изменить сложившиеся взгляды. Однако штраф в 100 долларов за превышение скорости в большинстве своем имеет немедленное действие - перспектива его отсрочки с последующим увеличением до 125 долларов практически никого не прельщает.
  • Значительную роль в массовом сознании играет форма выражения призов и штрафных санкций. Так денежная форма оказывает наиболее существенное влияние на принятие решений. Означают ли результаты этих социологических исследований наличие иррациональности в поведении людей? Их непоследовательность? Или простые экономические модели не могут объять всю гамму человеческих чувств и отношений? Судите сами, внимательно обдумав свой собственный выбор в той или иной ситуации.