economicus.ru


Ресурс по теме: Ограниченность ресурсов и выбор

"ЭКСПЕРТ" N35, 24 СЕНТЯБРЯ 2001 г.
Микроэкономика
Наиболее типичные истории успеха в крупном бизнесе
Московский пивкомбинат "Очаково" (2-е место но рентабельности и 13-е по динамичности). Гендирсктор Алексей Кочетов: "Причина простая - все работают над реализацией намеченных планов и над экономией всего, чего только можно".
Поданным "Эксперта", высокой рентабельности удалось добиться за счет ориентации в основном на дешовое (по сравнению с западным) отечесгвенное сырье (ячмень, этикетки, пробки, бутылки) и грамотной сбытовой политики. Например, в 200П году "Очаково" практически монополизировал продажу пива на столичных стадионах (стоит оно там примерно в два-три раза дороже, чем в московской ризнице) и расширил ассортимент продукции за счет безалкогольных напитков, например рассола "Очаково". Кроме того, "Очаково" - вертикально интегрированный холдинг, способный снижать издержки за счет того, что обладает собственной сельскохозяйственной базой (в частности ячменя). Алексей Кочетов о перспективах:
o Купили элеватор в Липецкой области, где в ближайшее время построим еще и солодовню. Кроме того, нами построен пивобезалкогольный комбинат в Краснодаре, первая очередь которого уже работает. В ближайшие дни запустим вторую очередь. Общая мощность краснодарского завода - шестьдесят пягь миллионов декалитров. Сейчас мы приступили к строительству нового пивзавода в Пензе.
"Бахус" (8-е место по динамичности) -
дочерняя компания "Очаково".
Алексей Кочетов:
- Причины - разработка новых видов продукции и ее внедрение, разработка дизайна, новые подходы к продажам, слаженность коллектива - это весь комплекс решений проблем, с которыми сталкивается любое производство. Новые виды продукции - слабоалкогольные напитки "Сприт"
Прогнозы на 2001 год. Результаты улучшатся за счет запуска новых заводов. Самое главное, от чего все зависит, - что будет делать государство. В этом году у "Бахуса" показатели будут хуже, потому что был выпушен федеральный Закон об акцизах, к реализации которого правительство не было готово, и нам, не по нашей вине, пришлось простаивать три месяца. Если государство не будет вредить, то динамика будет такая же.
"Браво Интернэшнл" (12-е место в списке динамичных). В 1999 году "Браво" изменила стратегию и вместо производства слабоалкогольных коктейлей и прохладительных напитков сделала ставку па выпуск пива. Как заявил нам гендиректор "Браво Интернэшнл" Виктор Пятко, высокая позиция его компании в рейтинге закономерна: "Когда был кризис, мы строили зарод и расширяли производство, рискнули и выиграли". Только в прошлом году. по словам г-на Пятко, в завод было вложено 50 млн долларов, а мощности доведены до 3,5 млн гектолитров пива в год. В ближайшие два года будет инвестировано еще около 30 млн долларов, и завод будет выпускать 5 млп гектолитров. Была изменена производственная политика и помимо выпуска отечественных сортов "Бочкарев". "Охота" и т. д. было налажено производство лицензионных западных - Lowenbrau, Bear Beer.
Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнаАПО, 4-е место в списке динамичных компаний, 9-е - по рентабельности) - серийный завод, входящий в АВПК "Сухой". Два огромных контракта с китайцами на поставку боевых истребителей марки "Су" обеспечили КнаАПО! Ю первые строчки в рейтингах наших оборонных предприятий. Первый контракт был заключен в середине 90-х и полностью выполнен в 2000 году. Тогда Китай, не имевший современной ударной авиации, закупил у КнаАПО 48 исгребителей Су-27 и приобрел лицензию на производство еще 200 таких машин. В 1999 году КнаАПО заключило новый контракт с Китаем на поставку истребителей Су-ЗОМКК. Сумма контракта и количество поставляемой техники держится в секрете. Но, по словам губернатора Хабаровскою края Виктора Ишаева, контракт позволит заводу обеспечить плотную и бесперебойную загрузку на три гола, в результате чего только отчислении в виде налогов в консолидированный бюджет составят не менее 1 млрд рублей. Заказ должен быть выполнен до 20U5 гола. По экспертным оценкам, Китай сделал авансовый платеж за 40 самолетов и опцион еще на несколько десятков. Сумму контракта эксперты оценивают в 1,3-1.5 млрл долларов.
"Звезда-Стрела" (5-е место в списке наиболее динамичных) производит ракеты класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", которые устанавливаются на истребители марки "Су". Китай и Индия заказывают истребители "Сухого" вместе с вооружением - в этом причина успеха "Звезды-Стрелы".
Ижевский электромеханический завод "Купол" (15-место по рентабельности) входит в концерн "Антей".
Завод продолжает выполнять контракт с Грецией на поставку 31 зенитно-ракетной системы "Тор-М!" на сумму не менее 200 млн долларов. Греки уже получили 27 комплексов, а оставшиеся четыре будут поставлены равными партиями в этом и будущем годах. Пик платежей пришелся на 1998-2000 годы. Высокой рентабельности "Куполу" удалось достичь благодаря тому, что завод входит в состав концерна "Антей", имеющего лицензию на самостоятельный экспорт, и работает на внешнем рынке, минуя госпосредника - "Рособоронэкспорт", который, по разным оценкам, забирает себе от 3% до 10% комиссионных. В этом году, по словам гендиректора "Купола" Сергея Васильева, объем продаж снизится с 11 до 7,5 млрд рублей (из которых 200 млн придется на ТНП), что связано с особенностями производственного цикла ЗРК и изменением внешней конъюнктуры.
ОАО "Борец", Москва (2-е место в списке наиболее динамичных). Предприятие выпускает нефтегазопромысловое оборудование, поршневые и винтовые промышленные компрессорные установки. Вот как объясняет почти восьмикратный рост реализации продукции в 2000 году по сравнению с 1999-м заместитель гендиректора по маркетингу компрессорного оборудования Вадим Покусаев. Благодаря высоким экспортным ценам на нефть в России рынок нефтегазопромыслового оборудования рос с 1999 года, но практически вставший "Борец" был не готов к всплеску спроса. В середине 1999 года произошла практически полная смена менеджмента предприятия. Новая команда сумела в короткие сроки модернизировать завод и даже запустить новый цех по производству погружных электродвигателей, которые до этого приходилось завозить из-за границы. Был обновлен и расширен ассортиментный ряд продукции, качество которой, но признанию потребителей, теперь не уступает западным образцам.
"Северсталь" (17-е место по рентабельности).
Генеральный директор ОАО "Север-сталь" Алексей Мордашов:
- Прошлый год был для нас уникальным с точки зрения совпадения благоприятных обстоятельств. Продолжал сказываться эффект девальвации, которая снизила себестоимость производства и увеличила рентабельность экспорта нашей продукции. Кроме того, нам сопутствовала благоприятная конъюнктура мировых рынков. Наконец, в прошлом году был зафиксирован рост спроса и на внутреннем рынке, связанный с общим ростом экономики.
Что касается факторов, прямо зависящих от нас, то отмечу программу по снижению издержек и бюджетированию, реализуемую на предприятиях "Северстали". В прошлом году только целевые проекты закупок и тендерных поставок позволили сэкономить от пяти до десяти процентов затрачиваемых ранее средств.
Камелек-Уральский металлургический завод (3-е место по темпам роста - 568,5%),
Председатель совета директоров КУМЗа Владимир Чертовиков:
- На самом деле объем реализации продукции у нас вырос не и 6,68 раза, а в 2.85. Дело в том, что мы ушли отдавальческих и им подобных схем работы, в результате чего балансовая выручка стала соответствовать реальной. Почти трехкратный рост обязан действию двух факторов. Во-первых, продуманной маркетинговой политике, когда увеличились производство продукции с высокой добавленной стоимостью и ее сбыт. Например, создание клиентского сервиса для крупных покупателей позволило за год увеличить продажи с 24 до 55 тысяч тонн. Во-вторых, с помощью нашей холдинговой компании мы сумели восстановить на КУМЗе собственные оборотные средства, что позволяет динамично обновлять номенклатуру производимой продукции.
Российская инновационная топливно-энергетическая компания (1-е место по рентабельности - 60,7%).
Исполнительный директор департамента экономики Татьяна Амиян:
- В прошлом году была удачная ценовая конъюнктура мировых цен на нефть. Свою роль сыграла эффективная работа по недопущению роста издержек производства. За счет инновационной деятельности компания получат более трети от общего объема нефтедобычи, что позволяет снижать себестоимость добычи. По итогам первого полугодия нынешнего года РИТЭК занимает первое место среди всех нефтяных компаний по удельному весу добычи нефти на новых разрабатываемых месторождениях в собственной общей добыче (эта доля составляет 63 процента), опередив ЗАО "Северная нефть" (51,3 процента), которое было на первом месте по этому показателю ещё в 2000 году.

-


+