economicus.ru


Ресурс по теме: Монополистическая конкуренция

Современная экономика: анализ и применение. -М.: Финансы и статистика, 1992.
Хайман Д.Н.
Повышение концентрации в производстве пива: причины и последствия
В Соединенных Штатах Америки имеется заметная тенденция к повышению концен-трации в отрасли производства пива. В 1947 году в ней было 404 независимых компаний, управляющих 465 отдельными заводами. В 1980 году число фирм уменьшилось до 41, а число отдельных заводов - до 82*. Пять главных компаний в 1947 году обеспечивали только 19% выпуска отрасли. К 1980 году пять ведущих компаний - "Anheuser-Busch", "Miller", "Pabst", "Schlitz" и "Coors" - обеспечивали 75% выпуска США. Две ведущие фирмы, "Anheuser-Busch" и "Miller" в последние годы обеспечивали примерно половину выпуска отрасли. В 1982 году индекс Херфиндаля по 50 самым большим фирмам в пивоваренной индустрии также находился на уровне, превосходящем 2000. Это увеличение концентра-ции может быть интерпретировано так, что монополистическая власть производителей пива возросла.
Однако в то же самое время рынок пива стал более конкурентным из-за ослабления монополистической власти местных производителей. Отгрузка пива на рынок является дорогостоящей операцией, поскольку велик ею вес, приходящийся на цену одного фунта. До 1950 года было мало национальных пивоваренных фирм, торгующих во всех штатах страны. Местные пивоваренные фирмы зачастую имели монополию, потому что значи-тельные транспортные издержки сводили число конкурентов за пределами данного штата до минимума. На сегодняшний день пивоваренные фирмы имеют большие пивоварни национального масштаба и конкурируют друг с другом в различных географических реги-онах, а также с местными фирмами. Удобно расположенные в стратегическом отношении фирмы используют преимущества системы шоссейных дорог, связывающих разные штаты, строительство которых началось в 1950-х годах и сейчас практически закончено. Эта шоссейная система привела к снижению издержек транспортировки пива, а возросшая при расширении рынка пива конкуренция вызвала тенденцию к ослаблению монополистиче-ской власти местных пивоварен.
Есть основание думать, что новая технология и преимущества экономии на издержках за счет роста масштаба производства внесли свой вклад в возросшую концентрацию в этой отрасли промышленности. Если эта гипотеза верна, то возрастание концентрации является результатом увеличившейся конкуренции. Пивоваренные фирмы большего размера, име-ющие более мощные заводы, в долгосрочном плане могут удовлетворять рыночный спрос по более низким ценам. Например, компания Schlitz сейчас обслуживает северо-восточный рынок, поставляя пиво, произведенное на ее гигантском заводе в Северной Каролине. Этот завод может производить примерно в четыре раза больше пива в расчете на одно рабочее место, чем более мелкие заводы. Некоторые специалисты утверждают, что расходы на строительство новых пивоварен действуют как барьер на пути возможного появления на рынке новых фирм.
Последние эмпирические исследования подтверждают гипотезу, что возросшая конку-ренция в отрасли производства пива может быть объяснена конкурентным расширением пивоваренных фирм. Изменения в технологии, очевидно, продлили стадию увеличивающегося эффекта роста масштабов производства **.

* Elzinga, Kenneth, "The Beer Industry". In Adams, Waiter (Ed.), The Structure of American Industry. New York: Macmillan, 1982, pp. 218-248
** Lynk, William J., ''Interpreting Rising Concentration: The Case of Beer", Journal of Business, 57, 1, Part 1, January 1984. pp.43 -55.