economicus.ru


Ресурс по теме: Измерение и регулирование монополий

Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. - М.:ЮНИТИ, 1997.
Вэриан Х.Р.
ПРИМЕР: Лицензии на продажу спиртных напитков
В Соединенных Штатах каждый штат устанавливает свою собственную политику в отношении продаж спиртных напитков. В некоторых штатах имеется монополия на их продажу; в других выдаются лицензии тем, кто хочет заниматься продажей спиртных напитков. В одних случаях лицензии выдаются по получении оплаты; в других - число лицензий постоянно. В Мичигане, например, число лицензий на продажи пива и вина, предусматривающих продажи распивочного, ограничено одной лицензией на каждые 1500 жителей.
После каждой переписи населения, проводимой федеральными властями, совет штата по контролю за продажей спиртных напитков выделяет лицензии тем общинам, население которых выросло. (Однако у общин, население которых сократилось, лицензии не отбираются.) Вследствие этой искусственно создаваемой нехватки лицензий во многих быстрорастущих общинах возник подвижный рынок лицензий на распивочную продажу спиртных напитков. Например, в 1983г. в Энн Арбор, штат Мичиган, имелось 66 действующих лицензий на продажу спиртных напитков. На основании переписи населения 1980г. было разрешено выдать шесть новых лицензий, и возникла очередь на их получение из 33 претендентов. В то время рыночная стоимость лицензии на продажу спиртных напитков составляла около 80 000 долл. В местной газете появилась статья, в которой утверждалось, что "спрос превышает предложение лицензий на продажу спиртных напитков". Вряд ли местных экономистов могло удивить то, что отдача актива стоимостью 80000 долл. по нулевой цене привела к избыточному спросу!
В Мичигане выдвигалось много предложений по смягчению законодательства о контроле над продажами спиртных напитков путем разрешения выдачи штатом новых лицензий. Однако из-за противодействия различных политических групп эти предложения так и не приняли формы закона. Некоторые из указанных групп выступают против потребления спиртного исходя из религиозных соображений или заботы о здоровье нации. Другие группы лиц руководствуются несколько иными мотивами. Например, одним из самых горластых противников послабления законов о продаже спиртного является Мичиганская Ассоциация лиц, владеющих лицензиями на продажу напитков, - группа, представляющая продавцов спиртных напитков в Мичигане. Хотя утверждение о том, что эта группа может противодействовать либерализации законов о продаже спиртных напитков, кажется на первый взгляд парадоксальным, по некотором размышлении возможная причина этого становится ясной: выдача большего числа лицензий, несомненно, понизила бы перепродажную стоимость существующих лицензий, что привело бы к значительной потере капитала нынешними держателями таких лицензий.

-


+