economicus.ru


Ресурс по теме: Принцип альтернативной стоимости

Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. _М.:ИНФРА-М, 2000.
Франк Р.Х.
Кататься ли мне сегодня на лыжах?
Недалеко от вашего университета есть место, где можно покататься на горных лыжах, и вы часто это делаете. Основываясь на собственном опыте, вы можете с уверенностью сказать, что день, проведенный на склоне горы, равноценен для вас 50 долл. Дневные расходы, связанные с оплатой проезда в автобусе, билета на подъемник и снаряжения, составляют 30 долл. Но это не единственные издержки, связанные с катанием на лыжах. Вы также должны принять в расчет ценность самого привлекательного альтернативного мероприятия, от которого вы отказываетесь, направляясь на лыжную прогулку, - например, занятия новыми разработками в качестве научного ассистента одного из профессоров вашего университета. Работа оплачивается по 40 д'лл. в день, но она вас настолько увлекает, что вы готовы работать бесплатно. Таким образом, перед вами встает вопрос: "Кататься ли на лыжах или поработать с профессором в качестве ассистента?" В данном случае издержки, связанные с катанием на горных лыжах, включают в себя не только явные издержки, непосредственно связанные с этим процессом (30 долл.), но и вмененные издержки потерянного заработка (40 долл.). Общие издержки, таким образом, составят 70 долл., что превышает определенную вами выгоду в 50 долл. Так как С(х) > В(х), вам лучше остаться в университете и поработать с профессором. Неверное решение - игнорирование вмененных издержек от потерянного заработка и предпочтение лыжной прогулки.
Обратите внимание, что в примере говорится о вашем отношении к работе, которая настолько увлекает вас, что вы готовы работать бесплатно. Это свидетельствует о том, что с выполнением этой работы не связано никаких моральных издержек. Конечно, не любая работа относится к этой категории. Представьте, что вместо занятия научными разработками вам предстояло бы мыть грязную посуду в столовой за те же 40 долл. вдень. Работа настолько вам не нравится, что вы не согласились бы выполнять ее меньше, чем за 25 долл. Предположите, что директор столовой позволил вам взять выходной в любой удобный день и попробуйте пересмотреть свое решение относительно катания на лыжах.
ПРИМЕР
Альтернативой катания на лыжах будет не занятие научными разработками, а мытье посуды.
Существует 2 подхода к решению этой проблемы. Один из них заключается в предположении, что основная выгода от катания на лыжах заключается в устранении необходимости мыть посуду. Так как вы никогда не согласились бы заниматься этим меньше чем за 25 долл. вдень, отмена этой неприятной работы будет равноценна для вас как раз 25 долл. Катание на лыжах теперь влечет за собой косвенную выгоду в виде отмены мытья посуды. Если прибавить эту косвенную выгоду к 50 долл. прямой выгоды от катания, мы получим, что В(х) = 75 долл. При таком подходе к проблеме величина С(х) остается такой же, как в примере 1.2, т. е. 30 долл. прямых издержек плюс 40 долл. вмененных издержек от потерянного заработка, т. е. всего 70 долл. Поскольку В(х) > С(х), вы решите кататься на лыжах.
С другой стороны, мы могли бы рассматривать жалованье как компенсацию за непривлекательность работы, и в этом случае мы бы вычли 25 долл. из 40 долл. заработка. Теперь вмененные издержки составляют всего 15 долл. Тогда С(х) = 30 долл. + 15 долл. = 45 долл. < В(х) = 50 долл. Мы вновь пришли к заключению, что вам лучше совершить лыжную прогулку.
Нет никакой разницы в том, какой из этих двух способов вы применяете, чтобы оценить непривлекательность мытья посуды. Однако весьма важно, чтобы вы выбрали какой-либо один способ. Никогда не считайте дважды!
Пример 1.3 ясно показывает, что между издержками и выгодой существует обратная зависимость: не понести издержек означает получить выгоду; не получить выгоду - понести издержки.