economicus.ru


Ресурс по теме: Принцип альтернативной стоимости

Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. _М.:ИНФРА-М, 2000.
Франк Р.Х.
Компенсация за непредоставление места в самолете
На гражданских авиалиниях всегда существовала практика принимать больше предварительных заказов, чем позволяет количество мест на борту самолета. В связи с тем, что многие пассажиры не прибывали к своему рейсу, такая практика обычно оправдывала себя, хотя время от времени, конечно, случалось, что 160 пассажиров прибывали к рейсу, предусматривающему только 150 мест. До конца 70-х гг. авиалинии размещали пассажиров на таких перегруженных рейсах исходя из принципа "кто первый пришел - тот первым обслужен".
Однако этот принцип отрицательно сказывался на интересах людей, которым необходимо было прибыть в пункт назначения точно в срок. Министерство гражданской авиации (МГА) предложило следующее очень простое решение этой проблемы. Если желающих попасть на данный рейс оказывалось чересчур много, то авиакомпания должна была найти добровольцев из числа пассажиров, согласных отказаться от своих мест в самолете в обмен на выплату стоимости билета и денежной компенсации в виде, например, бесплатного билета на другой рейс. Авиакомпания должна была увеличивать размер выплаты до тех пор, пока не набралось бы достаточного количества добровольцев.
Преимущество этого предложения заключалось в том, что оно позволяло пассажирам самим решать, насколько неотложными являются их дела. Те, кого ожидали важные встречи, могли отказаться от предложения авиакомпании, а располагающие определенным запасом времени могли принять его и согласиться подождать несколько часов - часто в обмен на несколько сот долларов и бесплатный билет до Гавайских островов. По сравнению с принципом "кто первый пришел - тот первым обслужен" предложение МГА больше отвечало интересам всех пассажиров или, во всяком случае, производило такое впечатление. Общество потребителей немедленно опротестовало предложение МГА на тех основаниях, что оно несправедливо по отношению к малообеспеченным пассажирам, поскольку при подобном "аукционном" методе выискивания добровольцев практически всегда "добровольцами" оказывались бы самые бедные пассажиры.
Безусловно, малообеспеченный пассажир скорее других сочтет денежную выплату достаточной причиной для того, чтобы отказаться от полета, как бы заявляя, что денежная выплата стоит того, чтобы подождать несколько часов в аэропорту. Конечно, мир был бы значительно лучше, если бы малоимущие имели большие доходы и бедность не заставляла бы их отказываться от своих мест в самолетах. Однако Общество потребителей вовсе не предлагало поднять доходы бедняков, а выступало за старую систему работы авиакомпаний, при которой все пассажиры перегруженных рейсов независимо от размеров их доходов стремятся во что бы то ни стало остаться на борту самолета.
Трудно поверить, что Общество потребителей защищало интересы малоимущих, мешая им получить дополнительные деньги за добровольное согласие подождать следующего рейса самолета. В конце концов М ГА все же утвердило свое предложение, которое оказалось весьма выгодным для авиапассажиров с разными доходами.