economicus.ru


Ресурс по теме: Провалы рынка (внешние эффекты)

Рынок: Микроэкономическая модель//Пер. с англ. В.Лукашевича.- С.-Пб., 1992.
Долан Э., Линдсей Д.
НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ
Могут ли налоги спасти озоновый слой?
Законопроект о согласованности бюджета 1989 года был важной инициативой экологов. Он предусматривал введение акцизного налога на производство хлоро-фторуглеродов (CFC), которые используют стратосферный озоновый слой. Начиная с 1 января 1990 года фирмы США будут платить примерно 1,37 доллара за каждый фунт производимого ими недорогого вещества, которое широко используется в качестве хладагента при замораживании, распылителя пены и растворителя в электронике. До введения этого сбора CFC продавались примерно по 80 центов за фунт. Налог предназначен для того, чтобы вытеснить CFC с рынка, сделав их такими же дорогостоящими, как и альтернативные им вещества, обладающие менее разрушительными воздействиями на озоновое покрывало. По прогнозам прибыль этой отрасли должна была увеличиться на 2-7 миллиардов долларов. Теперь же Государственное Казначейство получит дополнительный доход в сумме 5,6 миллиарда долларов за следующие 5 лет. Эта инициатива была активно поддержана сторонниками сохранения окружающей среды как преграда баснословным прибылям химических концернов. Теоретические исследования прогнозируют, что широкое использование рынка лицензий могло бы наполовину снизить затраты, направленные на достижение определенной степени контроля за загрязнением окружающей среды по сравнению с методами "силового" административного давления. В масштабах всей страны экономия составила бы десятки миллиардов долларов в год. Уже подсчитано, что даже ограниченные эксперименты, проведенные на сегодняшний день, сэкономили около миллиарда долларов.
Дальнейшее использование концепции рынка лицензирования сброса отходов связано с устранением нескольких препятствий. Современные правовые положения не всегда ясно формулируют право собственности на кредиты по уменьшению выброса отходов, когда какая-либо фирма снижает загрязнение ниже уровня требуемого по закону. В то же самое время эти положения иногда предоставляют кредитные возможности фирмам без реального уменьшения уровня загрязнения. Различия в трактовке новых и уже существующих источников загрязнения затрудняет практику купли-продажи лицензий. Кроме того, сторонники сохранения окружающей среды повсеместно выступают против рыночных лицензий. Частично это обусловлено недооценкой потенциальных возможностей рыночных стимулов для достижения экологических целей. Однако экологическая оппозиция рынку лицензий отражает озабоченность по поводу уступки прав собственности, рассматриваемую в некоем философском плане. Рынок лицензий во всех его сегодняшних вариантах косвенным образом допускает право существующих источников загрязнения окружающей среды продолжать использовать воздух, почву и воду для сброса отходов. Защитники окружающей среды в большинстве своем считают, что ни одно природоохранное мероприятие не будет действенным, если оно не заставит загрязнителей платить за ущерб, и если оно не приводит к устранению загрязнения, как такового, а не просто к эффективному перераспределению средств, выделяемых на борьбу с существующим загрязнением окружающей среды. В принципе политика рынка лицензий может отвечать всем этим требованиям. Правительственные органы могут продавать с аукциона оговоренное количество лицензий и направлять вырученные средства на компенсацию конкретным жертвам загрязнения окружающей среды или на другие экологические цели. Кроме того, необходимо позаботиться о постепенном снижении общего количества лицензий на сброс отходов, проставив на них дату истечения срока действия, либо посредством их обратного выкупа на свободном рынке.