economicus.ru


Ресурс по теме: Общественные блага

Современная экономика: анализ и применение. -М.: Финансы и статистика, 1992.
Хайман Д.Н.
Спрос на общественные блага
Какие факторы определяют спрос на общественное блага? Какова реакция избирателей на изменения в уровне налогов? Некоторые из недавних исследований по результатам выборов в местные органы власти проливают свет на эти интересные вопросы.
В одной из этих работ исследовался спрос на пожарную охрану. Чарльз Вихорн сосредоточил внимание на возможности обеспечить пожарную охрану с помощью рыночной системы, а не за счет правительства1. Его исследование показывает, что приобретение страховки домовладельцами и применение огнеупорных материалов рассматриваются избирателями в качестве заменителей публичной пожарной охраны. Чтобы прийти к такому выводу, Вихорн рассмотрел влияние размера налога со среднего избирателя на равновесный объем пожарной охраны. Он также рассмотрел другие факторы, воздействующие на равновесный объем этого блага, предлагаемого правительственными органами. К их числу относятся зарплата пожарников, население и его плотность, возраст, ценность зданий и качество общественной пожарной охраны. С учетом этих факторов анализ данных по 452 городам США показал, что спрос на пожарную охрану связан с ценами на огнеупорные материалы и страхование жилищ. Чем выше эти цены, тем выше спрос на публичную пожарную охрану. Исследование также подтвердило, что увеличение размера налога со среднего избирателя уменьшало равновесный объем предлагаемой правительством пожарной охраны.
Де Бартоло и П.Форчун изучили результаты своеобразных муниципальных референдумов, проводившихся посредством выпуска и предложения купить облигации, мобилизующие средства под цели организации конкретных новых муниципальных услуг, одновременно объявляемых муниципалитетом2. Авторы стремились проанализировать связь между уровнями налогов и спросом на муниципальные услуги. Они исследовали 550 таких референдумов по вопросам привлечения средств в бюджета муниципальных органов власти в Огайо с 1968 по 1972 год. Результаты голосования определялись по ''принципу правления большинства". В каждом случае авторы оценивали социально-экономические характеристики среднего избирателя. Они также оценивали размер налога со среднего избирателя. Исследователи пришли к выводу, что муниципальные услуги - нормальные блага для среднего избирателя. Полученные результаты также дают основание полагать, что спрос на общественные услуги, предлагаемые муниципальными органами власти, довольно неэластичен по цене, т.е. по налогам, за счет которых они финансируются. Оценки ценовой эластичности спроса среднего избирателя на правительственные услуги находились в пределах от-1 до - 0,15.