economicus.ru


Ресурс по теме: Общественные блага

Микроэкономика и поведение. _М.:ИНФРА-М, 2000.
Франк Р.Х.
Финансирования общественных товаров
Руководство телевидения должно решить, какую передачу транслировать - "Жеральдо Ривьера шоу" или "Мастерпис театр". При трансляции шоу телевидение завоюет 20% аудитории, а при трансляции "Мастерпис театр" - только 18%. Предположим, что аудитория, предпочитающая шоу, согласна заплатить 10 млн. долл. за право просмотра этой программы, тогда как зрители, предпочитающие "Мастерпис театр", - 30 млн. долл. Предположим, наконец, что время трансляции финансируется фирмой, производящей моющие средства. Какую программу выберет телевидение? Какая программа будет оптимальной с точки зрения общества?
Спонсора в первую очередь волнует, сколько человек увидит его рекламу, поэтому он выберет программу, которая привлечет наибольшую аудиторию (в данном случае - "Жеральдо Ривьера шоу"). То обстоятельство, что зрители, предпочитающие "Мастерпис театр", согласны платить больше за право ее просмотра, мало интересует спонсора. Однако именно это обстоятельство является основным при оценке оптимального результата с точки зрения общества. В данном случае зрители, предпочитающие "Мастерпис театр", могли бы компенсировать любителям шоу ущерб, и трансляция "Мастерпис театр" с точки зрения Парето имела бы лучшие результаты. Однако до тех пор, пока любители театра не будут покупать больше мыла, чем любители шоу, шоу-программы будут преобладать. Проблема финансирования общественных товаров с помощью рекламы и других косвенных механизмов заключается в отсутствии гарантии того, что при этом будут соблюдаться интересы общества.