economicus.ru


Ресурс по теме: Общественные блага

Рынок: Микроэкономическая модель//Пер. с англ. В.Лукашевича.- С.-Пб., 1992.
Долан Э., Линдсей Д.
ПРИМЕНЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Частный маркетинг и проблема общественных благ: программное обеспечение компьютеров
В значительной степени программное обеспечение компьютеров обладает свойствами общественного блага. Как только игровая программа, программа-редактор или электронная таблица предоставлены в распоряжение какого-либо одного пользователя, другие, скорее всего, сделают себе копии, более того, стоимость копирования многих видов программ практически близка к нулю. Однако, несмотря на эти особенности, подготовка и продажа программ - частный бизнес с многомиллиардными оборотами. Как же фирмам удается его осуществлять? Одним из способов является защита программы авторскими правами до ее продажи. Программа, которую нельзя копировать, больше не напоминает общественное благо. Такой стратегией пользуется корпорация "Лотус Девелопмент", создатель популярной электронной таблицы "1-2-З" для персональных компьютеров. Между тем авторская защита имеет и ряд недостатков. Во-первых, коды, применяемые для защиты программы, могут быть разрушены, а средства, применяемые для того, чтобы это сделать достоверно, быстро распространяются среди пользователей компьютеров. Кроме того, программы, защищенные авторским правом, несколько менее удобны в употреблении, что создает преимущества для конкурентов. Именно поэтому остальные крупнейшие поставщики программного обеспечения продают свои программы в такой форме, которая допускает копирование. Заключая контракт на покупку программы, покупатели должны поручиться, что они не будут ее копировать за исключением тех нескольких копий, которые необходимы им самим для удобства работы. Тем не менее, барьер для копирования нечестными пользователями отсутствует. Фирма "XY-Квест", продающая программу редактор"XYРайт", является примером компании, разрешающей копирование только в соответствии с контрактом. Тот факт, что тысячи пользователей тем не менее платят по несколько сотен долларов за программы фирмы, предпочитая не пользоваться пиратскими копиями, свидетельствует о том, что большинство пользователей - честные люди.
Наконец, третий подход к проблеме "безбилетных пассажиров" в еще большей степени основывается на честности пользователя. Это подход "Фриуэза", разработанный фирмой "Хедланд Пресс" (Тибурон, Калифорния). Фирма не продает свою популярную программу "ПиСиТок" через магазины компьютеров и прочие розничные каналы. Вместо этого специальное послание, закодированное в программу, приглашает новых пользователей делать копии программы и передавать их своим друзьям в обмен на скромный (добровольный - прим. пер.) взнос на счет компании. Эта необычная стратегия уже принесла десятки тысяч долларов (точную цифру он не называет) автору программы изобретателю "Фриуэза" Эндрю Флюгелману. Пример компьютерного программного обеспечения показывает, что, несмотря на возникающие в сфере маркетинга осложнения, проблема "бесплатного пассажира" не представляет собой неодолимого барьера для частного маркетинга продуктов, обладающих свойствами общественного блага.