economicus.ru


ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА
Программа для 10-11 классов, авторы: коллектив под рук. Г. Т. Шапиро (Принстонский университет)

1. Основная проблема экономики и экономические системы США и России
   1.1.Тема 1. Что такое экономика
Ограниченность. Макроэкономика и микроэкономика. Основные виды экономических ресурсов. Альтернативная стоимость и проблема выбора. Решения, принимаемые на пределе. Факторы производства: природные ресурсы, человеческие ресурсы, капитал и предпринимательство. Основной вопрос экономики. Типы экономических систем. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Первые экономические теории. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Принятие решений на пределе. Понимание факторов производства. Кривая производственных возможностей.
   1.2.Тема 2. Рыночная экономическая система (на примере США, России)
Основные виды экономических ресурсов. Основы свободного предпринимательства: частная собственность, система ценообразования и конкуренция. Экономические стимулы. Роль правительства в экономике. Кругооборот денег, товаров и услуг. Цели экономической системы США, России. Условия эффективного функционирования рынка. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Адам Смит и <Исследования о природе и причинах богатства народов>. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Модель циклических потоков. Валовой внутренний продукт. Экономические цели. Измерение экономических целей. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Начало организации компании. Выборы руководства школьной компании и формирование штата.
2. Законы спроса и предложения
   2.1.Тема 3. Предложение, спрос и рыночная цена
Система ценообразования. Спрос. Изменения в спросе. Эластичность спроса. Предложение. Эластичность предложения. Равновесная цена. Сдвиги кривых рыночного спроса и предложения. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Альфред Маршалл - основоположник рыночной теории. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Работа с графиками спроса и предложения. Проблемы спроса, предложения и рыночной цены. Анализ изменений в спросе. Интерпретация эластичности спроса. Реакция спроса на изменение цены товара. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Исследование рынка. Выбор продукта. Анализ спроса на продукцию. Прогнозирование издержек производства. МЭМ. Иллюстрация форм кривой спроса, эластичности спроса и изменений в спросе.
   2.2.Тема 4. Потребитель в экономике
Источники доходов. Сбережения. Реклама. Составление бюджета. Потребительский кредит. Получение и использование кредита. Банковские учреждения в России. Виды страхования. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Ральф Надер - борец за права потребителей. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Эффективность рекламы. Составление бюджета. Что такое кредиты. Как оформить рекламацию. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Маркетинговые исследования.
3. Экономика бизнеса
   3.1.Тема 5. Начало бизнеса
Предприниматели. Экономическая роль малого бизнеса. Формы организации бизнеса: единоличное владение, товарищество, корпорация. Специальные формы организации бизнеса: 8-корпорация, бесприбыльная корпорация, общественная или государственная корпорация, кооператив. Ответственность предпринимателя перед потребителем. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Торнстейн Веблен и Франк Найт - критик и защитник рыночной системы. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Характерные черты предпринимателей. Интерпретация статистических данных о различных формах организации бизнеса. Сравнение различных форм организации бизнеса. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Детальная разработка структуры школьной компании. Принятие устава. Исследование возможностей предпринимательской деятельности в школе.
   3.2.Тема 6. Финансирование бизнеса
Источники фондов. Внутренние и внешние средства. Кредит. Акции и облигации. Обыкновенные и привилегированные акции. Фондовая биржа. Финансовые отчеты. Балансовый отчет. Счет прибылей и убытков. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Жан Батист Сэй. Закон рынков Сэя. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Финансирование бизнеса. Чтение биржевых таблиц в газетах. Чтение балансового отчета, счета прибылей и убытков. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Определение потребностей в капитале. Изучение системы ведения записей и форм финансовых отчетов. МЭМ. Иллюстрация значения балансового отчета, счета прибылей и убытков и т. д.
   3.3.Тема 7. Производство и производительность
Производство, производительность и качество. Постоянные и переменные расходы. Экономические и бухгалтерские издержки. Убывающая доходность. Закон убывающей доходности. Экономия на масштабах производства. Совокупный и предельный доходы фирмы. Максимизация прибыли. Структура доходов фирмы. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Генри Форд - пионер в развитии конвейера. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Роль факторов при внедрении новых технологий и повышении производительности. Закон убывающей доходности. Инфраструктура и производительность. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Разработка и анализ плана производства и технологии контроля качества. Обсуждение возможных путей роста производительности и улучшения качества продукции. МЭМ. Иллюстрация кривой издержек производства и анализ влияния масштабов производства на его издержки.
   3.4.Тема 8. Что такое конкуренция
Структура рынка. Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Преимущества конкуренции. Маркетинг. Антимонопольное законодательство. Слияние компаний. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Джоан Робинсон - создательница теории несовершенной конкуренции. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Анализ конкуренции в некоторых отраслях промышленности. Оценка упаковки продукта. Составление рекламы для телевидения. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Разработка и анализ плана маркетинга. Поиск путей его улучшения. МЭМ. Иллюстрация влияния маркетинга на величину спроса.
4. Экономические институты
   4.1.Тема 9. Роль труда
Тенденции развития трудовых ресурсов. Определение заработной платы. Организация профсоюзов. Взаимоотношения между профсоюзами и администрацией. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Самуэль Гомперс - первый выдающийся американский профсоюзный лидер. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Современные тенденции в развитии трудовых ресурсов. Как рыночные и нерыночные силы определяют уровень зарплаты. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Разработка плана выплат сотрудникам. МЭМ. Решение 1 <Цена>. Решение 2 <Производство>.
   4.2.Тема 10. Роль правительства
Роль правительства в экономике. Финансирование правительства. Правительственный бюджет. Налоги. Типы налогов: прогрессивный, пропорциональный и регрессивный. Сфера действия налогов. Функции налогов. Государственный долг и бюджетный дефицит. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Пол Самуэльсон и Милтон Фридман: два взгляда на роль, которую должно играть государство в экономике. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Экономическая роль правительства США. Экономическая роль местного правительства. Изменения в федеральном бюджете. Что такое прогрессивный, пропорциональный и регрессивный налоги. Налоги, трансфертные платежи и перераспределение доходов. Налог на добавленную стоимость. Как заполнить налоговую декларацию. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Определение налогов, которые должна платить школьная компания, если будет работать в бизнесе с целью получения прибыли. МЭМ. Влияние изменения ставки налога на прибыль и деловые решения. Решение 3 <Маркетинг>. МАКРОЛЭНД. Эксперименты 1, 2. Правительственные расходы. Налоговая реформа.
   4.3.Тема 11. Деньги и финансовые институты
Деньги. Качества денег: стабильность, портативность, долговечность, однородность, делимость, отличимость. Функции денег: средство обращения, мера стоимости, средство накопления. Современная банковская система. Финансовые институты. Федеральная резервная система. Инфляция и ее причины. Социально-экономические последствия. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Ирвинг Фишер - основоположник теории монетаризма. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Финансовые услуги в местных банках. Депозитный мультипликатор. Индекс потребительских цен. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Представление отчета о финансовом состоянии школьной компании. Разработка финансового плана и утверждение бюджета. МЭМ. Влияние изменения предела займа и/или банковской ставки на деловые решения. Решение 4 <Капиталовложения>. МАКРОЛЭНД. Эксперимент 3. Изменение процентных ставок и их влияние на экономические показатели.
5. Экономическая стабильность
   5.1.Тема 12. Экономическая стабильность
Экономические индикаторы. Валовой внутренний продукт. Методы его измерения. Безработица. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Циклы деловой активности. Фискальная политика. Монетарная политика. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Уэсли Клер Митчелл - первопроходец научного изучения экономики. Джон Кейнс - теоретик, открывший экономике дорогу в XXI век. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Цикл деловой активности. Фискальная и монетарная политика. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Обучение производству и продаже продукта. Производство и продажа продукции. МЭМ. Влияние изменений в монетарной и/или фискальной политике на отрасль. Решение 5 <НИР>. МАКРОЛЭНД. Эксперименты 4, 5. Выработка фискальной и монетарной политики.
6. Мировая экономика
   6.1.Тема 13. Мировая экономика
Торговля. Абсолютные и относительные преимущества. Торговые барьеры. Финансирование международной торговли. Платежный баланс. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Давид Рикардо - поборник свободы торговли. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Законы относительного и aбсолютного преимуществ. Курсы иностранных валют. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Производство и продажа продукции. МЭМ. Иллюстрация действия протекционистских тарифов.
   6.2.Тема 14. Другие экономические системы
Разнообразие экономических систем социализма и капитализма. Менее развитые страны. Экономический рост. Особенности экономической системы России. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Карл Маркс - пророк социализма и коммунизма. Томас Роберт Мальтус - пророк <мрачной науки>. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Стимулирование экономического роста в менее развитых странах. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Производство и продажа продукции. Завершение выпуска продукции и ее продажи. МЭМ. Соревнования.
   6.3.Тема 15. Некоторые актуальные проблемы экономики
Проблемы городов. Бедность. Кризис в системе здравоохранения. Проблемы фермеров. Экономический рост и окружающая среда. Бюджетный и торговый дефицит. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Анализ счета прибылей и убытков. Составление балансового отчета. Подготовка к ликвидации компании. Составление годового отчета. Завершение деятельности школьной компании. МЭМ. Соревнования.

Инфотека - это ресурсы для преподавателей, которые сгруппированы по следующим разделам: Учебные тексты, Методика, Ситуации для анализа, Задачи и тесты, Статистика, Из истории, Ресурсы Интернет (описания этих типов можно найти здесь).

Если у Вас есть интересный ресурс, Вы можете предложить его нам для размещения в Инфотеке.


Поиск в данном курсе
Искать в   названии ресурса тексте ресурса

Искать:любое из указанных слов
 все указанные слова
 точное совпадение фразы