1. Основная проблема экономики и экономические системы США и России |
| 1.1. | Тема 1. Что такое экономика Ограниченность. Макроэкономика и микроэкономика. Основные виды экономических ресурсов. Альтернативная стоимость и проблема выбора. Решения, принимаемые на пределе. Факторы производства: природные ресурсы, человеческие ресурсы, капитал и предпринимательство. Основной вопрос экономики. Типы экономических систем. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Первые экономические теории. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Принятие решений на пределе. Понимание факторов производства. Кривая производственных возможностей. |
| 1.2. | Тема 2. Рыночная экономическая система (на примере США, России) Основные виды экономических ресурсов. Основы свободного предпринимательства: частная собственность, система ценообразования и конкуренция. Экономические стимулы. Роль правительства в экономике. Кругооборот денег, товаров и услуг. Цели экономической системы США, России. Условия эффективного функционирования рынка. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Адам Смит и <Исследования о природе и причинах богатства народов>. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Модель циклических потоков. Валовой внутренний продукт. Экономические цели. Измерение экономических целей. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Начало организации компании. Выборы руководства школьной компании и формирование штата. |
2. Законы спроса и предложения |
| 2.1. | Тема 3. Предложение, спрос и рыночная цена Система ценообразования. Спрос. Изменения в спросе. Эластичность спроса. Предложение. Эластичность предложения. Равновесная цена. Сдвиги кривых рыночного спроса и предложения. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Альфред Маршалл - основоположник рыночной теории. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Работа с графиками спроса и предложения. Проблемы спроса, предложения и рыночной цены. Анализ изменений в спросе. Интерпретация эластичности спроса. Реакция спроса на изменение цены товара. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Исследование рынка. Выбор продукта. Анализ спроса на продукцию. Прогнозирование издержек производства. МЭМ. Иллюстрация форм кривой спроса, эластичности спроса и изменений в спросе. |
| 2.2. | Тема 4. Потребитель в экономике Источники доходов. Сбережения. Реклама. Составление бюджета. Потребительский кредит. Получение и использование кредита. Банковские учреждения в России. Виды страхования. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Ральф Надер - борец за права потребителей. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Эффективность рекламы. Составление бюджета. Что такое кредиты. Как оформить рекламацию. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Маркетинговые исследования. |
3. Экономика бизнеса |
| 3.1. | Тема 5. Начало бизнеса Предприниматели. Экономическая роль малого бизнеса. Формы организации бизнеса: единоличное владение, товарищество, корпорация. Специальные формы организации бизнеса: 8-корпорация, бесприбыльная корпорация, общественная или государственная корпорация, кооператив. Ответственность предпринимателя перед потребителем. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Торнстейн Веблен и Франк Найт - критик и защитник рыночной системы. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Характерные черты предпринимателей. Интерпретация статистических данных о различных формах организации бизнеса. Сравнение различных форм организации бизнеса. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Детальная разработка структуры школьной компании. Принятие устава. Исследование возможностей предпринимательской деятельности в школе. |
| 3.2. | Тема 6. Финансирование бизнеса Источники фондов. Внутренние и внешние средства. Кредит. Акции и облигации. Обыкновенные и привилегированные акции. Фондовая биржа. Финансовые отчеты. Балансовый отчет. Счет прибылей и убытков. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Жан Батист Сэй. Закон рынков Сэя. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Финансирование бизнеса. Чтение биржевых таблиц в газетах. Чтение балансового отчета, счета прибылей и убытков. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Определение потребностей в капитале. Изучение системы ведения записей и форм финансовых отчетов. МЭМ. Иллюстрация значения балансового отчета, счета прибылей и убытков и т. д. |
| 3.3. | Тема 7. Производство и производительность Производство, производительность и качество. Постоянные и переменные расходы. Экономические и бухгалтерские издержки. Убывающая доходность. Закон убывающей доходности. Экономия на масштабах производства. Совокупный и предельный доходы фирмы. Максимизация прибыли. Структура доходов фирмы. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Генри Форд - пионер в развитии конвейера. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Роль факторов при внедрении новых технологий и повышении производительности. Закон убывающей доходности. Инфраструктура и производительность. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Разработка и анализ плана производства и технологии контроля качества. Обсуждение возможных путей роста производительности и улучшения качества продукции. МЭМ. Иллюстрация кривой издержек производства и анализ влияния масштабов производства на его издержки. |
| 3.4. | Тема 8. Что такое конкуренция Структура рынка. Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Преимущества конкуренции. Маркетинг. Антимонопольное законодательство. Слияние компаний. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Джоан Робинсон - создательница теории несовершенной конкуренции. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Анализ конкуренции в некоторых отраслях промышленности. Оценка упаковки продукта. Составление рекламы для телевидения. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Разработка и анализ плана маркетинга. Поиск путей его улучшения. МЭМ. Иллюстрация влияния маркетинга на величину спроса. |
4. Экономические институты |
| 4.1. | Тема 9. Роль труда Тенденции развития трудовых ресурсов. Определение заработной платы. Организация профсоюзов. Взаимоотношения между профсоюзами и администрацией. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Самуэль Гомперс - первый выдающийся американский профсоюзный лидер. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Современные тенденции в развитии трудовых ресурсов. Как рыночные и нерыночные силы определяют уровень зарплаты. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Разработка плана выплат сотрудникам. МЭМ. Решение 1 <Цена>. Решение 2 <Производство>. |
| 4.2. | Тема 10. Роль правительства Роль правительства в экономике. Финансирование правительства. Правительственный бюджет. Налоги. Типы налогов: прогрессивный, пропорциональный и регрессивный. Сфера действия налогов. Функции налогов. Государственный долг и бюджетный дефицит. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Пол Самуэльсон и Милтон Фридман: два взгляда на роль, которую должно играть государство в экономике. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Экономическая роль правительства США. Экономическая роль местного правительства. Изменения в федеральном бюджете. Что такое прогрессивный, пропорциональный и регрессивный налоги. Налоги, трансфертные платежи и перераспределение доходов. Налог на добавленную стоимость. Как заполнить налоговую декларацию. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Определение налогов, которые должна платить школьная компания, если будет работать в бизнесе с целью получения прибыли. МЭМ. Влияние изменения ставки налога на прибыль и деловые решения. Решение 3 <Маркетинг>. МАКРОЛЭНД. Эксперименты 1, 2. Правительственные расходы. Налоговая реформа. |
| 4.3. | Тема 11. Деньги и финансовые институты Деньги. Качества денег: стабильность, портативность, долговечность, однородность, делимость, отличимость. Функции денег: средство обращения, мера стоимости, средство накопления. Современная банковская система. Финансовые институты. Федеральная резервная система. Инфляция и ее причины. Социально-экономические последствия. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Ирвинг Фишер - основоположник теории монетаризма. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Финансовые услуги в местных банках. Депозитный мультипликатор. Индекс потребительских цен. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Представление отчета о финансовом состоянии школьной компании. Разработка финансового плана и утверждение бюджета. МЭМ. Влияние изменения предела займа и/или банковской ставки на деловые решения. Решение 4 <Капиталовложения>. МАКРОЛЭНД. Эксперимент 3. Изменение процентных ставок и их влияние на экономические показатели. |
5. Экономическая стабильность |
| 5.1. | Тема 12. Экономическая стабильность Экономические индикаторы. Валовой внутренний продукт. Методы его измерения. Безработица. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Циклы деловой активности. Фискальная политика. Монетарная политика. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Уэсли Клер Митчелл - первопроходец научного изучения экономики. Джон Кейнс - теоретик, открывший экономике дорогу в XXI век. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Цикл деловой активности. Фискальная и монетарная политика. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Обучение производству и продаже продукта. Производство и продажа продукции. МЭМ. Влияние изменений в монетарной и/или фискальной политике на отрасль. Решение 5 <НИР>. МАКРОЛЭНД. Эксперименты 4, 5. Выработка фискальной и монетарной политики. |
6. Мировая экономика |
| 6.1. | Тема 13. Мировая экономика Торговля. Абсолютные и относительные преимущества. Торговые барьеры. Финансирование международной торговли. Платежный баланс. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Давид Рикардо - поборник свободы торговли. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Законы относительного и aбсолютного преимуществ. Курсы иностранных валют. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Производство и продажа продукции. МЭМ. Иллюстрация действия протекционистских тарифов. |
| 6.2. | Тема 14. Другие экономические системы Разнообразие экономических систем социализма и капитализма. Менее развитые страны. Экономический рост. Особенности экономической системы России. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Карл Маркс - пророк социализма и коммунизма. Томас Роберт Мальтус - пророк <мрачной науки>. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Стимулирование экономического роста в менее развитых странах. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Производство и продажа продукции. Завершение выпуска продукции и ее продажи. МЭМ. Соревнования. |
| 6.3. | Тема 15. Некоторые актуальные проблемы экономики Проблемы городов. Бедность. Кризис в системе здравоохранения. Проблемы фермеров. Экономический рост и окружающая среда. Бюджетный и торговый дефицит. ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. Анализ счета прибылей и убытков. Составление балансового отчета. Подготовка к ликвидации компании. Составление годового отчета. Завершение деятельности школьной компании. МЭМ. Соревнования. |