_ Economicus.Ru - Инфотека - ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА Галерея экономистов
economicus.ru



Ресурсы по теме "Тема 4. Потребитель в экономике"

Банкам мало магазинов
Автор: Елена Березанская
Источник: Ведомости, 24 октября 2003

Банкам мало магазинов

Они готовы работать бок о бок в одной торговой сети

За последние полгода конкуренция на рынке потребительского экспресс-кредитования обострилась настолько, что теперь в магазинах больших сетей соседствуют несколько банков. Недавно к партнерам сети "М. Видео", добавился ДельтаБанк. А в магазинах "Эльдорадо" наряду с "Русским стандартом" начал работать чешский "Хоум Кредит".

Банк "Русский стандарт", который первым начал выдавать экспресс-кредиты российским покупателям, три года работал в условиях отсутствия конкуренции. До последнего времени ему удавалось держать ставки на достаточно высоком уровне - 29% годовых плюс ежемесячная комиссия (1,9% от суммы кредита) , которая увеличивала реальную ставку почти до 80% годовых. Основу бизнеса банка составляли четыре крупнейшие сети по торговле бытовой техникой: "М. Видео", "Мир", "Эльдорадо" и "Техносила". По оценке специалистов, кредиты на покупку бытовой техники и сейчас составляют 90% от всех потребительских экспресс-кредитов.

При этом "Русский стандарт" настаивал на эксклюзивных условиях, и когда в марте этого года российская "дочка" чешской компании Home Credit, "Хоум кредит энд финанс банк", подписала соглашение с "Техносилой", "Русский стандарт" ушел из этой сети. Но потом банк отказался от своих требований эксклюзивности - с приходом в "М. Видео" Росбанка и ДельтаБанка он не прекратил сотрудничество с сетью. Вместо этого банк летом запустил новую программу кредитования, так называемую "10/10/10" (первоначальный взнос 10% , срок кредита - 10 месяцев, удорожание товара за счет кредита - 10% ). Ставка по такому кредиту составила уже 23% годовых, и Росбанку, начавшему работать с "М. Видео" в сентябре, для начала пришлось остановиться на такой же схеме.

А вот в магазинах "Эльдорадо", где недавно обосновался "Хоум Кредит", "Русский стандарт" предложил вообще беспроцентный кредит (на четыре месяца с первоначальным взносом 25% ). Примерно такие же условия банк предлагает и покупателям сети "Мир" наряду с программой "10/10/10".

Каким образом работает схема с беспроцентным кредитом и на чем зарабатывает банк, "Ведомостям" вчера выяснить не удалось. Сейчас выдаваемые банками экспресс-кредиты в среднем приводят к удорожанию товаров на 20 - 25% за год, но, по словам президента ДельтаБанка Александра Григорьева, этот показатель уже стремится к уровню 15 - 17%.

Он считает, что новый ориентир для рынка задаст Ситибанк. Сейчас он выдает кредитные карты в рублях, ставка по которым составляет 24% годовых, но за покупки по этим карточкам в определенных магазинах "Сити" будет брать лишь 12% годовых. В Ситибанке, правда, пока не говорят, товары каких именно магазинов можно будет покупать в кредит по такой привлекательной ставке.

Сам же ДельтаБанк в магазинах "М. Видео" будет выдавать стандартные рублевые кредитные карты Visa Instant со ставкой 25% годовых.

Директор по маркетингу компании "М. Видео" Михаил Кучмент считает, что ДельтаБанк предложил сети принципиально новый продукт для людей с более высоким доходом - для тех, кто хочет не один раз купить в кредит телевизор или холодильник, а пользоваться кредитом по карте постоянно. Кроме того, по словам Кучмента, минимальная сумма кредита в других банках составляет 3000 руб. , а в ДельтаБанке - 7500 руб. , а в среднем лимит составляет порядка $1000.

Коллеги-банкиры утверждают, что вместе с ДельтаБанком им тесно не будет. "Мы считаем, что появление третьего игрока на торговом поле "М. Видео" скорее оживит конкуренцию, нежели всерьез ее обострит: во-первых, спрос пока превышает предложение, во-вторых, мы предлагаем клиентам разные программы, в-третьих, мы считаем, что по условиям для погашения кредитов (с учетом ОВК) у нас лучше", - сказал представитель Росбанка.

-


+