economicus.ru



Ресурсы по теме "Занятость и безработица"

Население. Регулирование условий труда рабочих и служащих
Источник: Латинская Америка: Энциклопедический справочник, т. II / [Гл. ред. В. В. Вольский]. . М.: Советская

Население. Регулирование условий труда рабочих и служащих

Главная роль в регулировании условий труда и социального обеспечения принадлежит трудовому законодательству. В большинстве стран Латинской Америки имеются кодексы законов о труде, за исключением Аргентины и Перу, где нет кодексов, но есть обширное трудовое законодательство. В ряде стран рабочий класс в результате упорной борьбы добился некоторого улучшения законодательства об условиях труда: такие кодексы приняты в Мексике (1969), Эквадоре, Панаме (1971); расширен комплекс трудовых прав трудящихся в Перу. В целом же трудовое законодательство капиталистических стран Латинской Америки не содержит никаких гарантий декларированных им трудовых прав трудящихся, в н?м немало норм антирабочего характера (по вопросам прав профсоюзов, заключения коллективных договоров, проведения забастовок и др.). В Чили реакционная хунта запретила в октябре 1978 специальным декретом 7 профсоюзов, лишив 0,5 млн. трудящихся права на объединение в профсоюзы. В странах с диктаторскими режимами забастовки запрещены, в других капиталистических странах право на забастовку весьма ограничено. Коллективно-договорное регулирование условий труда не играет существенной роли. Коллективные договоры не получили широкого распространения, порядок их заключения и содержание ж?стко регламентируются законодательством и строго контролируются государством. Предприниматели, особенно иностранные, ожесточ?нно сопротивляются заключению договоров, выгодных трудящимся, часто нарушают положения действующих договоров и т. п. Вопреки этому в 70-е гг. в ряде стран (например, в Колумбии, Мексике, Венесуэле) был отмечен рост числа коллективных договоров (например, в Колумбии в августе 1970 . ноябре 1972 их было 252, в 1973 . 548).

В связи с усилением борьбы рабочих за решение проблем занятости и сокращения массовой безработицы вопросы найма и увольнения вс? чаще становятся объектом законодательного регулирования, хотя в вопросах найма законодательство обычно ограничивается декларациями о запрещении дискриминации, предписаниями о деятельности государственных и частных бирж труда, о порядке и условиях заключения трудовых договоров. В ряде стран устанавливаются .национальные квоты. при?ма на работу (например, в Коста-Рике по закону не менее 90% работников предприятия должны быть костариканцами, им должно выплачиваться не менее 85% фонда годовой зарплаты).

Порядок увольнения регулируется во многих латиноамериканских странах нормами гражданского и трудового законодательства, прич?м трудовой договор традиционно рассматривается как обычный гражданско-правовой. Обычное увольнение допускается без указания оснований [при условии предварит, предупреждения и (или) выплаты выходного пособия], упрощ?нный порядок увольнения предусматривается в случае виновных действий работника, сокращения производства, закрытия предприятия и других оснований, установленных, как правило, в законе. В некоторых странах (Колумбия, Мексика, Перу, Панама, Аргентина, Венесуэла, Гондурас) были приняты в 60.70-х гг. новые положения, предусматривающие необходимость .законных. или .справедливых. причин для любого увольнения работника, повышение размера выходного пособия с уч?том стажа увольняемого, возможность восстановления незаконно уволенного на прежней работе по суду или возмещения предпринимателем понес?нных работником убытков в связи с незаконным увольнением. В отдельных странах (Перу, Панама) требуется одобрение властей для любого увольнения, для закрытия предприятий и др.

Однако в целом в Латинской Америке, прежде всего в странах с диктаторскими режимами, действуют антидемократические нормы регулирования условий труда.

В большинстве латиноамериканских стран продолжительность рабочей недели составляет 48 ч (только в Эквадоре с 1971 . 44 ч). В Чили военная хунта декретом от 24 сентября 1973 разрешила произвольно увеличивать продолжительность рабочей недели, демагогически рассматривая это как .вклад в национальное развитие.; в некоторых странах (например, в Аргентине, Венесуэле, Панаме) закон содержит примерный перечень случаев, когда допускаются сверхурочные работы.

Фактическая продолжительность рабочей недели обычно превышает установленную законом норму в результате бесконтрольного применения сверхурочных работ, которые регулируются законодательством весьма ограниченно: как правило, не требуется получения специального предварительного разрешения для их проведения. Официальная статистика да?т обычно среднюю продолжительность рабочей недели; она значительно ниже фактической, так как исчисляется с уч?том частичной занятости рабочих в условиях хронической безработицы; так, по официальным данным, в 1977 безработица охватила в Латинской Америке в среднем около 25% трудоспособного населения (в Мексике . около 40%, в Чили . более 20%, Уругвае . 12,8%, Аргентине . 9,4%, Венесуэле . 7,4%).

В результате длительной упорной борьбы (только в 1974 в забастовочном движении латиноамериканских стран принимали участие 23.24 млн. человек, а в 1975 . более 30 млн. человек) трудящиеся многих стран Латинской Америки добились законодательного установления 8-часового рабочего дня, продолжительность ночных работ сокращена до 6.7 ч, рабочее время подростков 12(14).16(18)-летнего возраста также составляет 6.7 часов.
В некоторых странах (Мексика, Колумбия, Венесуэла) коллективные договоры устанавливают более короткий рабочий день, нежели это определено законом.