_ Economicus.Ru - Инфотека - ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ Галерея экономистов
economicus.ru



Ресурсы по теме "Занятость и безработица"

Льготы по-русски
Автор: Анатолий Чернов
Источник: Ведомости, 21 августа 2003

Льготы по-русски

Принципы формирования компенсационных пакетов

Российские и иностранные компании по-разному формируют компенсационные пакеты сотрудников. Работающие в России иностранцы делают упор на заботу о здоровье персонала, а компании с отечественным капиталом предпочитают предоставлять своим сотрудникам кредиты и оплачивать проезд на транспорте. Такие выводы можно сделать на основе результатов исследования, проведенного компанией "АНКОР".

Исследование охватило 69 компаний. Было проанализировано 19 видов льгот, которые компании предоставляют своим сотрудникам. Затраты по большинству пунктов, например оплата мобильных телефонов, больничных сверх норматива, обучения и т. п. , у иностранных компаний и российских примерно равны. Но в некоторых случаях подходы кардинально отличаются. Например, оплату питания предоставляет 84% иностранных компаний и 47% российских. Иностранцы также уверенно лидируют по субсидиям на занятия спортом - 20% против 6% у россиян и по страхованию жизни - 42% , среди российских компаний, участвовавших в исследовании, вообще не нашлось ни одной, которая бы страховала жизнь сотрудников.

В свою очередь, россияне обгоняют иностранцев по предоставлению ссуд, это делают 47% компаний с отечественным капиталом и 24% - с иностранным. И еще 47% отечественных компаний предоставляют скидки на товары или услуги собственного производства. У иностранных компаний это принято в меньшей степени - у 22% участников исследования.

Психолог-консультант из "АНКОРа" Вера Александрова считает, что объяснение различий можно найти в менталитете россиян. "Если внимательно посмотреть на результаты исследования, то можно заметить, что все пункты, по которым лидируют иностранные компании, можно отнести к инвестированию в здоровье - это и оплата спорта, и страхование жизни. Даже питание, в принципе, попадает в эту категорию", - говорит Вера Александрова. А вот для россиян здоровье, по ее мнению, никогда не было значимой ценностью. "Вспомнить хотя бы недалекую историю, когда было модно уезжать на Север на заработки, строить БАМ и т. п. В общем-то люди рисковали своим здоровьем", - говорит она.

Такое мнение разделяют и ученые. По словам старшего научного сотрудника Института социологии РАН Людмилы Шиловой, здоровье в России всегда было незначительной ценностью. Шилова давно занимается социологией здоровья и с уверенностью говорит, что даже во времена бесплатной медицины во всех исследованиях здоровье стояло на четвертом-пятом местах среди прочих ценностей. По словам Людмилы Шиловой, детальное изучение этой ценности показало, что она носит не фундаментальный, а инструментальный характер. То есть для россиян здоровье ценно постольку, поскольку позволяет чего-то достичь. В ходе опросов, которые проводила Людмила Шилова, она выясняла, ради чего люди пошли бы работать на вредное производство. Большинство отвечало, что ради квартиры и высокого заработка. Если следствием этой работы стало бы профессиональное заболевание, примерно 30% опрошенных начали бы лечиться, продолжая работать, а еще 25% не знают, как поступили бы. "По сравнению с западными исследованиями это очень высокий показатель, который свидетельствует о том, что в мотивационном плане здоровье значит для россиян крайне мало", - резюмирует Людмила Шилова.

"Я был свидетелем, как в крупной дистрибьюторской компании пытались ввести страхование жизни для сотрудников, - рассказывает директор консалтинговой компании ARK Business Group Михаил Нестеренко. - Компания предлагала своим сотрудникам оплатить часть страховки по льготной цене. В итоге застраховались единицы. При этом многие говорили, что лучше бы им выдали деньгами". По мнению Нестеренко, в сознании россиян есть сильная переоценка материальных факторов стимулирования. "Причем это взаимный процесс. Он идет не только от руководства, но и от самих сотрудников", - говорит он.

С этим тезисом соглашается и партнер Management Consulting Company Алексей Матвеев. При этом он добавляет, что большое влияние на выбор льгот оказывает "привычка" российских компаний платить серую зарплату. "Все иностранные компании платят белую зарплату. И этот факт сам по себе хороший мотиватор. Работник и работодатель получают четкие, прозрачные правила игры и взаимные гарантии, - говорит Алексей Матвеев. - При белой зарплате пропадает необходимость доплачивать работнику за риски и тратиться на игру в кошки-мышки с государством". Выдача работникам кредитов, по его мнению, как раз и является такой "платой за риск". "Если это учитывать, то можно предположить, что сейчас платить белую зарплату становится выгоднее. На мой взгляд, это важно понять нашим компаниям", - считает Матвеев.

По мнению Веры Александровой, чтобы мотивационные ориентиры россиян изменились, потребуется длительный период стабильности. "Россияне начнут ценить здоровье и вкладывать в него, когда поймут, что их доходы будут стабильны и никакой дефолт им не грозит", - говорит она.

-


+