economicus.ru



Ресурсы по теме "Тема 6. Взаимодействие спроса и предложения"

"Кофе по-русски" (из "Независимой газеты")
Автор: Марина Башмакова

КОФЕ ПО-РУССКИ

Потребление колониального напитка в стране растет, несмотря на повышение цен

КАК ВСЕ-ТАКИ повезло нынешним любителям кофе, что они живут не в Турции при правительстве Магомета IV. Именно там попавшихся на распитии "черного африканского зелья" зашивали в мешок из-под кофе и бросали в море. А все потому, что, по мнению древних правителей, приятное времяпрепровождение за чашкой кофе отвлекало магометанина не только от дел земных, но и от молитвы.

В России в отличие от арабских стран кофе никогда не пользовался такой популярностью - ему предпочитали чай. Кофе в России узнали только при Петре I. К тому времени чай уже приобрел статус национального напитка. К тому же кофе попадал в Россию только из-за рубежа, а чай не только импортировали в больших количествах, но и выращивали на территории российской империи. До сих пор в России чая выпивают в три раза больше, чем кофе.

Сейчас россиянин выпивает в среднем всего 200-300 г кофе в год, тогда как, например, в скандинавских странах этот показатель достигает 11 кг. Не лучшим образом на потребление кофе повлиял и августовский кризис. По оценкам компании Kraft Jacobs, после 1998 года объем российского рынка кофе сократился на 40-45%. Теперь, когда последствия кризиса тают, наблюдается рост потребления напитка бодрости. Только за шесть месяцев прошлого года в Россию было завезено кофе больше, чем за весь 1999 год. По прогнозам Международной кофейной организации, за прошлый год потребление кофе увеличилось на 4-5%. В этом году эксперты ожидают еще больший прирост.

Ненасыщенность рынка кофе спровоцировала появление множества кофейных российских компаний ("Блюз", "Оримитрейд", "Золотые купола", "Куппо", "Московская кофейня на паяхъ", "Монтана кофе" и др.). Они работают преимущественно с кофейным зерном: самостоятельно импортируют, обжаривают и упаковывают. Сегодня отечественные компании обслуживают 77% российского рынка натурального кофе. Растворимый кофе почти не производится в России из-за нехватки средств у наших производителей. Судите сами: строительство завода по производству растворимого напитка требует как минимум 20-30 млн. долл., а организуя производство по обжарке зерна, можно уложиться и в 500 тыс. Более того, чтобы производить растворимый кофе, необходимы самые современные технологии. Большинство отечественных предприятий сегодня этим похвастаться не могут. Но в этом есть и свои плюсы. Молодым российским компаниям гораздо проще внедриться на рынок натурального кофе и конкурировать с другими отечественными производителями. Неравная битва с иностранными гигантами им пока не по плечу. Зарубежные компании (сейчас они обслуживают более 50% рынка растворимого кофе) крепко держат свою долю рынка и намерены расширять ее и дальше. А для этого в России у них есть все условия. Дело в том, что в нашей стране традиционно предпочитают растворимый кофе зерновому: мы в отличие от европейских стран стойко проявляем свой индивидуализм. На Западе на долю растворимого кофе приходится всего 5-6% рынка. В нашей стране, по мнению экспертов компании "Куппо", эта доля составляет около 90%. Пристрастию россиян к растворимому кофе есть свои объяснения.

Еще совсем недавно растворимый кофе считался дефицитом. В начале 80-х в Москве удачный "праздничный заказ" содержал жестяную банку растворимого кофе. За долгое время многие из нас просто привыкли к самому вкусу растворимого кофе.

По мнению эксперта Рамаза Чантурия, обычно потребители предпочитают растворимый кофе в тех странах, где не выработана культура потребления этого напитка. В тех же странах, где она складывалась веками, пьют только натуральный кофе. "В России нет кофейной культуры, но есть тяга к кофе". Этим во многом и объясняется российская лояльность к растворимому кофе. В этом отношении мы похожи на другую "чайную" страну - Великобританию, где доля растворимого кофе занимает 70% рынка.

Эксперты подчеркивают, что потребление натурального кофе может вырасти, если будет активнее развиваться система общественного питания - кафе, бары, рестораны, кофейни. Как показывает практика, сейчас 60% натурального кофе россияне выпивают именно в этих заведениях.

Однако их прогнозы не слишком оптимистичны. Они считают, что России понадобится много лет, прежде чем натуральный кофе сможет доминировать над тем, что заядлые кофеманы с презрением называют суррогатом. В ближайшее время предсказывают всего лишь 2-3-процентное расширение рынка натурального кофе за счет растворимого. Эксперты прогнозируют увеличение популярности так называемого сублимированного кофе. Это самый дорогой и наиболее качественный растворимый напиток. Сейчас его доля на рынке составляет всего около 10% (остальные 90% принадлежат порошковому кофе и в гранулах).

Однако российские производители не унывают, и вовсю занимаются популяризацией кофе. Теперь многие отечественные компании активно проводят дегустации, где покупателя не только угостят свежеприготовленным кофе, но и расскажут о нем много интересного. По-видимому, российские производители настроены решительно и смогут в будущем отбить долю рынка у иностранцев. Так что теперь, возможно, мы не только "кофе пить будем, но и державу поднимем".

Дальнейшее развитие ситуации на российском кофейном рынке зависит и от внешних экономических факторов - в частности от цен на зерно. Сегодня на мировом кофейном рынке "правит бал" нью-йоркская товарная биржа. Именно там закупается зерно от стран - производителей кофе. Как заметил эксперт компании "Куппо", у товарной биржи бывает два состояния: это либо "лихорадка", когда цены резко меняются, либо "слабая дрожь". "Сейчас нью-йоркская биржа "слегка дрожит" - цены на зерно медленно снижаются".

В компании "С.Т.Ф. Трейдинг" эту ситуацию прокомментировали следующим образом: "Падение цен связано с огромными биржевыми запасами зерна - 40-42 млн. тонн. В этом году в Бразилии был небывалый урожай. Эта информация "давит" на рынок, в результате чего цены падают еще больше. С сентября прошлого года цена упала практически в два раза - с 2865 до 1388 долл. за тонну. Однако этот факт вряд ли отразится на розничных ценах в сторону уменьшения, так как средства, сэкономленные на покупке зерна, предприятия направят скорее всего на развитие производства".

Компания "Блюз" в своих оценках происходящего еще более пессимистична. По мнению экспертов компании, в скором времени мировые цены на зерно устремятся вверх. Это связано с тем, что в Колумбии - крупнейшем монополисте арабики - приняли решение о вырубке части кофейных плантаций для искусственного завышения стоимости зерна. Таким образом, ожидается 10-процентное увеличение цен в будущем. Так что в компании не исключают, что это приведет к повышению цен и в рознице. Но не стоит винить "жадных" колумбийцев. Ведь для Колумбии кофе, что для России нефть, для Кубы - сахар, для Намибии - алмазы...