economicus.ru



Ресурсы по теме "Тема 6. Взаимодействие спроса и предложения"

Причины и следствия нарушения рыночного равновесия
Источник: Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе "Вита-пресс", Москва, 1998

1. Как вы думаете, одновременное увеличение предложения и спроса приведут:

  • а) к росту равновесной цены и равновесного объема продаж;

  • б) к снижению равновесной цены и росту равновесного объема продаж;

  • в) к неопределенному эффекту в отношении цены и снижению равновесного объема продаж;

  • г) к неопределенному эффекту в отношении цены и росту равновесного объема продаж?

2. .Прогресс в технологии приносит выгоду производителям, а не потребителям.. Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните свою позицию.

3. Предположим, что и апельсины, и мандарины продаются их производителями на одном национальном рынке. Первоначальные равновесные цена и объем на рынке апельсинов составляют 3500 рублей за 1 кг и 10 000 кг в месяц. Ответьте на следующие вопросы:

  • а) Каков первоначальный доход (выручка) продавцов апельсинов?

  • б) Предположим, что мандариновые рощи повреждены вредителями. Как это отразится на равновесных ценах и объемах мандаринов и апельсинов?

  • в) Предположим, что предложение мандаринов повышается. Как изменится при этом совокупный доход продавцов апельсинов?

4. Во второй половине 70-х годов потребление кофе в Западной Европе на душу населения упало, а цена возросла. Это означает, что:

  • а) предложение кофе снизилось;

  • б) спрос на кофе упал;

  • в) одновременно выросли и спрос, и предложение кофе;

  • г) кривая предложения кофе является вертикальной линией, а люди стали предпочитать кофе чаю.

    Ответы и решения.

    1. С полной уверенностью можно сказать, что и увеличение спроса, и увеличение предложения дадут одинаковый результат в отношении равновесного объема продаж . он возрастет. Эффект в отношении цены не будет столь однозначным: здесь все зависит от того, насколько сдвинутся кривая спроса и кривая предложения. Ответ, (г).

    2. Это утверждение неверно, ибо прогресс в технологии увеличивает предложение товаров и перемещает кривую предложения вправо. Отсюда видно, что спрос потребителей насыщается в большей степени (величина спроса возрастает), причем при более низких ценах (происходит падение равновесной цены). Поэтому прогресс в технологии выгоден как производителям, так и потребителям.

    3. а) Первоначальный доход, или выручка, продавцов апельсинов составит 35 млн. рублей:

    3500 руб./кг . 10000 кг = 35000000 руб.

    б) Мандариновые рощи были повреждены вредителями, и это привело к сокращению предложения мандаринов. Кривая предложения мандаринов сдвинулась влево. Это увеличило равновесную цену на данном рынке и уменьшило равновесный объем продаж.

    Апельсины и мандарины . взаимозаменяемые блага, следовательно, повышение цены мандаринов приведет к росту спроса на апельсины, и кривая спроса на рынке апельсинов переместится слева направо. Соответственно равновесные цена и объем продаж на рынке апельсинов увеличатся.

    в) При повышении предложения мандаринов кривая предложения на рынке мандаринов смещается вправо, и это приводит к увеличению равновесного объема продаж и снижению цены на данном рынке.

    Снижение цены мандаринов уменьшит спрос на апельсины, и кривая спроса на этом сопряженном рынке сдвинется влево. Соответственно уменьшится и объем продаж апельсинов, и цена одного килограмма этих фруктов. Следовательно, совокупный доход продавцов апельсинов уменьшится по сравнению с первоначальным.

    4. Для того чтобы выбрать правильный ответ, проанализируем поочередно каждый из предлагаемых вариантов ответа. Если предложение кофе снизилось, то это означает, что кривая предложения переместилась справа налево.

    В результате этого перемещения цена 1 кг кофе возросла, а объем продаж кофе сократился, что, естественно, привело к уменьшению потребления этого напитка. Следовательно, этот ответ и будет правильным. Покажем теперь, что остальные ответы неверны. Если бы при неизменном предложении спрос на кофе упал, то это привело бы к снижению потребления кофе, но при уменьшении цены на него. Значит, ответ (6) неверен. Если бы одновременно выросли и спрос, и предложение кофе, тогда это вызвало бы увеличение объема продаж и, следовательно, увеличение потребления кофе при неопределенном эффекте изменения равновесной цены.

    Из условия задачи известно, что потребление кофе снизилось, значит, и этот ответ неверен. Если бы кривая кофе являлась вертикальной линией, тогда любое изменение в спросе потребителей оказало бы воздействие только на цену кофе (она бы возросла или снизилась), однако количество потребляемого кофе осталось бы прежним. Вертикальная кривая предложения говорит о том, что предложение кофе абсолютно неэластично, т. е. продавцы не изменяют объема предложения при изменении цены товара. В нашей конкретной ситуации, когда люди стали предпочитать кофе чаю, кривая спроса на кофе смещается вправо, что приводит к повышению цены 1 кг кофе, но потребление кофе при этом не меняется. Следовательно, этот ответ также неверен.