_ Economicus.Ru - Инфотека - Современная экономика Галерея экономистов
economicus.ru



Ресурсы по теме "Тема 13. Фирма на рынке совершенной конкуренции"

"Заволжские моторы - между сталью и аллюминием" (из "Независимой газеты")
Источник: http://politeconomy.ng.ru/printed/real/2001-05-08/6_motors.html

ЗАВОЛЖСКИЕ МОТОРЫ - МЕЖДУ СТАЛЬЮ И АЛЮМИНИЕМ

"Северсталь" сохраняет контроль над ЗМЗ

Денис Прокопенко

Внеочередное собрание акционеров Заволжского моторного завода (ЗМЗ) состоялось 19 апреля. Особенность положения ЗМЗ заключается в том, что он поставляет свои моторы двум автогигантам - Ульяновскому автомобильному заводу (контролируемому "Северсталью") и Горьковскому автомобильному заводу (контролируемому "Сибирским алюминием"). ЗМЗ поставляет УАЗу около 30% своей продукции, а ГАЗу - около 70%. При этом большую часть комплектующих для производимых на ЗМЗ моторов поставляет сам Горьковский автомобильный завод.

Главной целью прошедшего собрания являлось закрепление и оформление контроля новых владельцев завода - компании "Северсталь". Металлургам необходимо было получить представительство в управлении заводом, адекватное пакету акций, которые эта компания контролирует. "Северсталь" приобрела контрольный пакет ЗМЗ несколько месяцев назад. "Сибирский алюминий", видимо, слишком поздно начал производить скупку акций ЗМЗ и не набрал значимого пакета. В результате поставщик моторов - стратегического продукта для ГАЗа - неподконтролен "Сибалу".

19 апреля на собрании акционеров ЗМЗ был избран новый совет директоров. Первоначально на 12 мест претендовали 24 кандидата, однако перед самым собранием 12 кандидатов сняли свои кандидатуры. В итоге из 12 избранных членов совета директоров 8 представляют интересы "Северстали", а 2 - интересы подконтрольного "Северстали" Ульяновского автомобильного завода и 2 - менеджеры ЗМЗ.

После прихода "Северстали" на Заволжский завод противостояние между ЗМЗ и его потребителем - ГАЗом обострилось. Дошло даже до остановки сборочного конвейера ГАЗа. Главная претензия менеджеров ГАЗа была к высокой цене и низкому качеству моторов ЗМЗ. Руководство ГАЗа обратилось в территориальное управление Министерства по антимонопольной политике (МАП) с жалобой на то, что ЗМЗ, пользуясь своим положением монопольного поставщика, необоснованно поднял цены на свою продукцию. Однако недавно МАП признал, что ЗМЗ повысил цены. Так, по заявлению председателя совета директоров ЗМЗ Виктора Клочая, повышение цен спровоцировал сам ГАЗ тем, что в первом квартале 2001 года повысил цены на свои комплектующие на 3,4% и на 30% сократил закупки двигателей у моторного завода.

"Северстали" удалось разрешить с МАПом и другие вопросы. Так, территориальное управление МАП уже закрыло дело в отношении "Северстали", которая обвинялась в том, что не спросила разрешения на приобретение пакета акций свыше 20%, как того требует законодательство. Дело прекращено в связи с тем, что 47,9% акций было приобретено тремя российскими фирмами, ни одна из которых не владеет пакетом акций свыше 20%. Однако буквально сразу после закрытия дела по "Северстали" был возбужден иск в отношении одной из трех этих фирм - "Агава-инвест", выдвинувшей 11 кандидатов в члены совета директоров ЗМЗ. Претензии МАП состоят в том, что эти кандидаты являются штатными сотрудниками ОАО "Северсталь", ЗАО "Северсталь-инвест" и ОАО "УАЗ". Так вот, сама фирма "Агава-инвест" и кандидаты, которых она выдвинула, по мнению МАП, могут рассматриваться как группа лиц, владеющая более чем 20-процентным пакетом акций ЗМЗ.

Кроме того, собрание акционеров, на котором был избран новый совет директоров, может быть признано незаконным. Дело в том, что миноритарный акционер Заволжского завода - "ГАЗфинсервис" - направил соответствующий иск в Арбитражный суд Нижегородской области. Рассмотрение дела состоится 4 июня.

Вместе с тем, по словам гендиректора ГАЗа Виктора Беляева, у руководимого им автомобильного завода не было иного выхода, кроме поиска компромисса с Заволжским моторным заводом. К такому решению руководство вынудили не только экономические обстоятельства, но и политическая ситуация в регионе накануне губернаторских выборов. Дело в том, что прекращение закупок моторов приведет к остановке конвейера, а это могло бы привести, в свою очередь, к социальному взрыву. В результате, по словам Беляева, ГАЗ ежегодно получает 12 млн. долл. убытка от механизма возвратной кооперации (ГАЗ поставляет комплектующие на ЗМЗ, а обратно получает двигатели).

Чтобы уменьшить влияние неконтролируемых поставщиков, ГАЗ вполне может переориентироваться на двигатели других заводов. Так, компании, близкие к ГАЗу, приобрели контрольный пакет акций ОАО "Волжские моторы" - поставщика двигателей для УАЗа.

Кроме того, более двух месяцев назад президент группы "Сибирский алюминий" Олег Дерипаска обратился к председателю российского правительства Михаилу Касьянову с предложением создать крупнейший на территории СНГ автомобильный холдинг. Наряду с другими машиностроительными заводами в проект нового холдинга было предложено включить и Заволжский моторный завод.

-


+