_ Economicus.Ru - Инфотека - Современная экономика Галерея экономистов
economicus.ru



Ресурсы по теме "Тема 13. Фирма на рынке совершенной конкуренции"

"Центр реформ - микроуровень" (из "Независимой газеты")
Источник: http://www.ug.ru/ug_pril/ol/2000/10

Центр реформ - микроуровень

Ключ к эффективности экономики - в создании оптимальных условий для предпринимательства

Выборная горячка закончилась, и опять появилась возможность вести речь не только о текущей политической конъюнктуре, но и о реальных социально-экономических проблемах страны. Действительно, все проблемы предыдущего периода остались и по-прежнему требуют своего решения. Уровень жизни населения остается низким, и бедность не сокращается, предпринимательская активность по-прежнему вялая, инвестиции не растут, неплатежи не рассасываются, трудовые права работников не защищены, криминализация экономики остается высокой, судебная система в параличе, социальное дно (бомжи, наркоманы и т.п.) не сокращается.

Хотя прошедшие парламентские выборы показали, что нет непроходимой пропасти между населением и властью, тем не менее возникло устойчивое отчуждение населения от сформировавшейся социально-экономичес кой системы, от правящего класса. Это отчуждение явилось следствием ряда причин. Во-первых, групповой эгоизм и низкий уровень морали правящего класса, что катастрофичес ки снижает его престиж в глазах населения. Во-вторых, раскол внутри самого правящего класса, распавшегося на множество враждующих друг с другом кланов и достигшего почти силового конфликта в предвыборный период. Это совершенно дезориентирует население, на которое постоянно обрушивается поток информации, компрометирующий все группы внутри правящего класса. В-третьих, осуществление реформ без учета обратной связи со стороны населения, игнорирование его интересов и необходимости защиты слабых социальных групп. И наконец, в-четвертых, это пассивность, а также отсутствие опыта и потребности у населения в организованном политическом действии, что позволяет власти манипулировать обществом.

Эта дезинтеграция возникла потому, что социальный договор между властью и населением, существовавший в советский период, был нарушен.

В советское время суть этого социального договора состояла в том, что государство брало на себя полную ответственность за благосостояние населения и его социальную защиту, одновременно ограничивая его гражданские права, не позволяя владеть частной собственностью, свободно перемещаться по миру, полноценно участвовать в политической жизни страны. При сломе советской системы государство явочным порядком сняло с себя прежнюю социальную ответственность, не доведя этот факт до сознания населения и не оформив факт отказа юридически. Тем самым оно породило завышенные социальные ожидания населения, которые в принципе не может оправдать. Задача нового этапа преобразова ний состоит в приведении социальных обязательств государства в соответствие с его реальными возможностями. Выработка такого соответствия должна составить содержание нового социального договора между властью и обществом.

Новый социальный договор, чтобы ему следовали обе стороны (население и правящий класс), должен быть им выгоден. В противном случае рано или поздно в открытой или латентной форме одна из сторон перестанет его выполнять. А это чревато социальными потрясениями или развитием негативных теневых процессов.

Неэффективность экономики прежде всего вызвана отставанием преобразований на микроуровне от макроэкономических реформ. В 90-е годы активная стратегия государства заключалась в создании макроэкономических предпосылок рыночной экономики: достижение финансовой стабилизации и сдерживание инфляции, проведение массовой приватиза ции, создание банковской системы, фондового рынка.

В результате возникла экономическая система, создание которой не входило в планы реформаторов и которую можно назвать системой .кланового капитализма.. В его рамках ведущую роль играют не частные предприниматели, свободно конкурирующие между собой, а сращенные с государством и криминалом группировки деловых людей, монопольно контролирующие самые выгодные рынки и не допускающие туда тех, кто мог бы производить продукцию лучшего качества и дешевле.

В результате - неработающий рыночный механизм, так как в системе кланового капитализма отсутствуют рычаги, обеспечивающие экономическую ответственность, это капитализм .для своих., которые могут осуществлять частное предпринимательство, используя государственный бюджет, включая бюджеты местных органов власти, в то время как .не свои., .чужие., не допущены к предпринима тельской деятельности вообще. При таком капитализме четко не зафиксированы права собственности, нет стимулов осуществлять инвестиции и технологические нововведения. Это социально неустойчивая система, при которой многие слои активного населения вытеснены на обочину экономической жизни и исключены из легальной предпринимательс кой деятельности (причем на нынешней фазе системного кризиса число таких слоев выросло за счет мелкого бизнеса). Отсюда рост теневой экономики, падение сбора налогов и в конечном итоге - череда экономических, более того - системных кризисов.

Федеральные и территориальные органы власти в своей текущей управленческой деятельности, несмотря на принятые .рыночные. законы (внешне очень похожие на законы развитых стран с давними традициями рыночной экономики и ее государственного регулирования), также не ведут себя, как это положено государству в рыночной системе. Вместо формирования благоприятной рыночной среды, создания равных условий для участников рынка и поощрения конкуренции между ними государственные органы действуют как субъекты рынка с чрезвычайными полномочиями, какими ни одно из .обычных. предприятий не обладает. Создавая сеть .своих. предприятий, они фактически занимаются предприни мательской деятельностью, предоставляют льготы .своим. предприятиям, ограничивают доступ на прибыльные рынки, осуществляют различные репрессии против конкурентов с помощью государственных служб и т.д. Иногда все это называют коррупцией, что, по нашему мнению, неверно, так как здесь речь идет не об отдельных преступлениях, а о сложившейся системе взаимодействия государства и бизнеса, которую было бы правильнее назвать коммерциализацией системы государственного управления (власти).

В силу указанных социально-экономичес ких задач в ближайшие несколько лет должно быть три основных объекта реформ: органы власти (федеральные и территориальные - региональные, местные), общественно-поли тические силы (политические партии, общественные движения и общественные организации, союзы, ассоциации), предприятия реального сектора.

Новый этап реформ должен предусматри вать переход от макроэкономических реформ к микроэкономическим, предполагающим предприятия в качестве основного объекта преобразований; от создания элементарных условий для частного предпринимательства к формированию эффективных механизмов стимулирования и мотивации для государственных служащих, предпринимателей и рабочих; от нерегулируемой свободы к учету интересов социальных групп, ограниченных интересами других социальных субъектов; от реформ в основном сверху к преобразованиям в диалоговом режиме с акцентом на учет взаимосвязи между властью и разнообразными социальны ми группами.

В результате решения этих задач в России будет выработан новый социальный договор и созданы основы эффективной экономики.

Леонид Янович КОСАЛС, доктор экономических наук, сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН

-


+