_ Economicus.Ru - Инфотека - Современная экономика Галерея экономистов
economicus.ru



Ресурсы по теме "Тема 16. Банки и банковская система"

Потребительский кредит
Источник: http://www.ifs.ru/-Янкелев О

Потребительский кредит

Несмотря на традиционные сообщения ЦБ и отчеты крупнейших банков, отмечающие значительный рост совокупных объемов кредитования, потребительское кредитование до последнего времени оставалось явлением достаточно редким и даже экзотическим. Банки предпочитали работать с заемщиками-юрлицами, а население долгое время копило деньги на покупку бытовой техники или автомобиля.

Между тем за рубежом потребительское кредитование - высокоразвитый сегмент банковского бизнеса. Например, в США только за август нынешнего года было выдано потребительских кредитов на сумму около 2,29 млрд долл., а в Великобритании за тот же период объем потребительских кредитов достиг 1,68 млрд долл. Отличительной особенностью потребительских кредитов в этих странах является относительно низкая ставка кредитования: например, по автокредитованию она составляет примерно 7,35% против обычных 17-18% у нас.

Обычно низкую активность российских банков на рынке потребительского кредитования связывают с высокими рисками, возникающими вследствие пробелов в законодательстве, а также отсутствия единых и доступных залогового реестра и информационной базы о выданных кредитах. Недостатки законодательства связаны с отсутствием четко прописанной процедуры реализации залога, позволяющей банку взыскать причитающиеся ему деньги с наименьшими потерями. Единые же базы позволили бы банкам эффективно отсекать недобросовестных заемщиков, стремящихся получить сразу несколько кредитов под одно и то же обеспечение.

До сих пор большинство банков в качестве основного способа борьбы с данными проблемами использует процедуру анализа предоставленных заемщиком документов. Этот процесс требует от банков значительных временных и финансовых затрат, а также не поддается стандартизации. Высокие издержки по обработке кредитной заявки резко снижают стимулы для работы в сфере потребительского кредитования.

Еще одним серьезным препятствием для развития потребительского кредитования служит недоступность достоверной информации о реальных доходах заемщика, в частности, из-за существования "серых" зарплатных схем.

Однако существуют проблемы, непосредственно не связанные с отсутствием рыночных сигналов со стороны заемщиков или с недостатками действующего гражданского законодательства. Большинство крупных банков, имеющих достаточные финансовые ресурсы для экспансии на рынке потребительского кредитования, до сих пор считают его низкоприбыльным и предпочитают расширять традиционные виды операций. Мелкие и средние банки, не имея возможности обслуживать крупных клиентов, вообще говоря, готовы начать кредитование потребителей, однако для этого им не хватает собственных средств, отработанных технологий и развитой филиальной сети. Но основная причина . это болезненная для всей российской банковской системы проблема низкой капитализации. Кроме того, большинство мелких и средних банков не могут предложить заемщику разнообразные кредитные продукты из-за большой доли краткосрочных обязательств в своих пассивах.

Из десятки крупнейших российских банков только Международный промышленный банк (МПБ) и Сбербанк России предоставляют потребительские кредиты, остальные наложили табу на операции подобного рода. Однако для того, чтобы получить кредит даже в названных банках, заемщику нужно набраться терпения и решимости.

Сбербанк предлагает потенциальным заемщикам два вида потребительских кредитов: на неотложные нужды и на приобретение автомобиля или любого другого объекта собственности. Основное отличие этих двух кредитных продуктов состоит в том, что первый может быть использован по усмотрению заемщика, а второй только на цели, указанные в кредитном договоре. В остальном они схожи: кредитная ставка 22% в рублях и 14% в валюте, максимальный срок погашения 5 и 3 года соответственно. Однако даже невысокие ставки и удобство предлагаемых кредитов не позволяют им приобрести популярность среди широких слоев населения. Причиной тому - неготовность банка пойти навстречу заемщикам, т.е. упростить процедуру получения кредитов. Наоборот, процесс максимально усложняется. Кроме обычных требований предоставить подтвержденные налоговой инспекцией сведения о величине дохода заемщика, банк требует поручительства третьих лиц и готов выдать кредит лишь после того, как от них были получены полные сведения об имуществе и доходах. Эти условия в сочетании с длительным сроком рассмотрения кредитной заявки отпугивают большинство потенциальных заемщиков и делают кредиты крупнейшего розничного банка недоступными.

Что касается МПБ, то он отказался от требований подтверждения годового дохода заемщика налоговыми органами и привлечения поручителей. Но МПБ выдает кредиты только для приобретения автотранспорта.

Программы автокредитования

Кредиты на приобретение автотранспортных средств сегодня относительно широко распространены. Среди банков, активно предоставляющих такого рода услуги, можно выделить Инвестиционную банковскую корпорацию (ИБК), Пробизнесбанк, Межпромбанк, "Первое ОВК", Райффайзенбанк и "Русский Стандарт". Все эти банки, за исключением "Русского Стандарта", предлагают заемщикам приблизительно равные условия: первоначальный взнос около 30%, процентная ставка около 18% в валюте, максимальный срок погашения кредита 2-2,5 года. Кроме того, действуют специальные программы кредитования покупки автомобилей определенных марок, в рамках которых процентные ставки субсидируются производителем автомобилей. Дальше всех здесь пошла компания Ford Motors, которая субсидирует покупателям машины этой марки более половины процентной ставки (ставка по кредиту составляет 7,5%).

Программы традиционного потребительского кредитования и феномен банка "Русский Стандарт"

Программа потребительского кредитования банка "Русский Стандарт" (РС) была запущена в ноябре 2000 г. Вначале она реализовывалась исключительно через сеть магазинов "М.Видео", крупнейшего розничного продавца бытовой техники. Банк сразу отказался от требований документарного подтверждения доходов заемщика.

Сначала технология получения кредита была достаточно сложной и требовала от заемщика значительного времени: он должен был заполнить анкету в магазине, в течение двух недель его анкета и заявка на кредит рассматривались банком, и только после того заемщик мог забрать кредитный договор и совершить покупку. Кроме того, лимит по кредиту составлял 14 тыс. руб. и мог быть использован для покрытия не более 80% стоимости покупки. Кредит выдавался на 6 месяцев с равными ежемесячными выплатами и возможностью досрочного погашения. С течением времени схема была усовершенствована: сумма кредита увеличена до 100 тыс. руб., а первоначальный взнос за покупку снижен до нуля. Теперь для получения кредита требуется не более 15 минут и заполненная анкета, доступная в электронном виде на сайте банка. Быстрота принятия решений о выдаче кредита достигается за счет того, что все данные анкеты заполняются клиентом самостоятельно и не проходят дополнительной проверки. Таким образом, кредит может быть получен непосредственно в магазине, если клиент прошел своего рода "face control" и данные его анкеты соответствуют некоторому профилю идеального заемщика, разработанному банком. Еще одной отличительной чертой кредитов является то, что ставки по ним - самые высокие на рынке и составляют около 39% в рублях. Однако схема погашения кредита такова, что фактическое удорожание покупки составляет около 8% и не отталкивает потенциальных заемщиков-покупателей бытовой техники.

Эффективность выбранной банком стратегии подтверждается огромным интересом к кредитной программе со стороны массового потребителя . кредит впервые стал абсолютно доступным, - а также постоянным ростом кредитных продаж в магазинах, вовлеченных в проект (на 2-4% в месяц). В магазинах "М.Видео" на их долю сейчас приходится около 20% торгового оборота, или около 2 млн долл. в месяц. В последнее время количество магазинов, сотрудничающих с банком, резко возросло и достигло 800. Всего к настоящему моменту клиентами кредитной программы стали 75 тыс. москвичей, общая сумма выданных кредитов составила 30 млн долл. Кроме того, банк на тех же самых условиях начал программу автокредитования (кроме уже отмеченных особенностей, кредиты РС предлагаются исключительно на покупку автомобилей российского производства). В новом для себя направлении потребительского кредитования банк, как и прежде, планирует диверсифицировать кредитные риски за счет массовости предлагаемого продукта.

Последовать примеру РС попытался Российский национальный коммерческий банк. Основное отличие его кредитного продукта - свободный график погашения кредита, а также необходимость ожидания решения банка (в течение пяти дней проводится проверка указанных в анкете сведений). Но пока данная схема не прижилась, несмотря на то, что ставки, предлагаемые банком, почти на 10% ниже, чем в РС; розничные продавцы потребительской техники и потребители предпочитают кредитный продукт РС.

Возникает вопрос относительно источников, за счет которых финансируется столь масштабный проект банка РС. Можно предположить, что здесь не последнюю роль сыграл основной акционер банка компания "Руст Инкорпорейтед", эксклюзивный дистрибьютор алкогольных напитков класса "премиум". Обширные связи компании могли позволить банку не всегда осуществлять 100%-ный объем платежей за проданную в кредит бытовую технику. Помимо данного источника финансирования банк использовал средства, предоставленные Международной финансовой корпорацией IFC, входящей в группу Мирового банка (IFС открыла недавно банку кредитную линию в пределах 15 млн долл.).

Результаты деятельности РС подтверждают многократно отмеченную закономерность, в соответствии с которой заемщики с низким и средним доходом обращают внимание не на величину кредитной ставки, а на физическую доступность кредита. Именно эта поведенческая особенность позволяет банку удерживать столь высокие кредитные ставки, с лихвой перекрывающие возможные потери, связанные с риском невозврата заемных средств.

Будущее потребительского кредитования в России

Без сомнения, объемы потребительского кредитования в России будут расти ускоряющимися темпами. По оценкам консалтинговой фирмы Baker&Mckenzie, число потенциальных заемщиков среди частных лиц в ближайшие 2 года составит 2 млн человек. Для подобных прогнозов есть все предпосылки, а также заинтересованность всех вовлеченных в процесс сторон: заемщиков, продавцов товаров длительного пользования и банков. Благодаря упрощению процедуры получения кредитов первые продемонстрировали невиданный ранее интерес к ним. Вторые ощутили на себе эффект роста продаж в результате запуска программ потребительского кредитования (например, у компании "Рольф", официального дистрибьютора Mitsubishi, более 10% совокупных продаж сейчас приходится на сделки в кредит). Третьи получили наглядный пример, продемонстрировавший новые возможности потребительского кредитования в России.

По нашей оценке, можно ожидать следующего сценария развития событий:

  • . начало региональной экспансии уже вовлеченных в потребительское кредитование банков;

  • . появление на рынке новых участников, а также повышение активности традиционных игроков . например, ИБК и Пробизнесбанка, работающих со средствами, предоставленными фондом США-Россия (TUSRIF);

  • . повышение активности иностранных банков и фондов в связи с сужением традиционного рынка потребительских кредитов вследствие начала рецессии и сокращения темпов роста потребительских расходов за рубежом.

Все перечисленные события смогут сформировать цивилизованный кредитный рынок, способный в значительной степени стать источником стимулирования потребительского спроса и, как следствие, ускорения экономического роста.

-


+