_ Economicus.Ru - Инфотека - Современная экономика Галерея экономистов
economicus.ru



Ресурсы по теме "Тема 25. Международные экономические отношения"

"Бизнес на космической орбите"
Источник: http://www.ug.ru/ug_pril/ol/2000/12

Бизнес на космической орбите
Российские технологии могут дать большую прибыль
Состязаются корпорации
В аэрокосмической промышленности разных стран мира в последние годы идет интересный и важный процесс коммерциа лизации освоения космоса. Сейчас лидерство в коммерциализации космоса перешло к Западной Европе, причем большую роль в этом деле сыграл европейский консорциум по запуску спутников .Арианспейс., штаб которого находится в Париже и большая часть капитала в котором принадлежит пока Франции в лице французского космического агентства Национальный центр космических исследований и французской аэрокосмической компании .Аэроспасьяль-Матра..
Соединенные Штаты, которые наряду с Советским Союзом долгое время лидировали в области пилотируемых полетов в космос и научных исследованиях в космосе, сейчас также стараются наверстать отставание в плане коммерциализации космоса, используя для этого свои прежние достижения в космосе. Так, американская глобальная навигационная спутниковая система, которая служит военным целям, сейчас также обслуживает многие гражданские нужды, помогая определить местонахождение всего, начиная от самолетов и морских судов и кончая яхтами, альпинистами и даже тележками для игры в гольф. В России космическая программа в наши дни стала большим бизнесом. Русские сейчас более активно вступают в партнерские отношения с иностранными компаниями, занимающимися космическими проектами. Коммерциализация космоса отмечается и в Китае.
Коммерциализация космоса связана в первую очередь с революционными переменами в области связи: спутниковым телевидением, телекоммуникациями и созданием сети .Интернет..
Поскольку обширные регионы мира все еще не имеют современных телефонов и других средств телесвязи, возможности коммерческой космической индустрии в этой области казались беспредельными. Создание спутниковых систем, обслуживающих мобильную телефонную связь и телерадиовещание, представлялось очень перспективным и прибыльным бизнесом. В общем и целом в ближайшие восемь лет предполагается запуск в космос 840 спутников различного назначения, и прежде всего телекоммуникационных спутников.
Авиакосмическим корпорациям, таким, как американские компании .Боинг. и .Локхид-Мартин., казалось, что они могут легко перейти от многомиллиардных военных космических программ к таким же дорогостоящим коммерческим космическим программам. В Западной Европе появились очень крупные компании спутниковых телекоммуникаций, такие, как .Ай-Си-Оу глоубал коммьюникейшнс., .Иридиум. и .Теледезик., получившие от инвесторов миллиарды долларов на свои дорогостоящие проекты. Так, .Ай-Си-Оу. получила более 3 миллиардов долларов, а .Теледезик. - почти 2 миллиарда долларов.
Однако технологический прогресс в области телекоммуникаций сыграл злую шутку с этими компаниями. Дело в том, что для того, чтобы расходы на запуски спутников и эксплуатацию системы спутниковой телесвязи, в первую очередь телефонной, приносили прибыль, спутниковые мобильные телефоны должны стоить достаточно дорого, примерно 3 тыс. долларов за один аппарат, и при этом могли бы конкуриро вать с наземными телефонами. Но во второй половине 1990-х гг. в области телекоммуникаций, и прежде всего в области мобильной телефонной связи, произошли действительно революционные изменения. Во многих странах, и прежде всего в странах Западной Европы, прошло дерегулирование телекоммуникаций, которые до этого в большинстве своем находились во владении или под контролем государства. Это привело к острой конкурентной борьбе на рынках телекоммуникаций, что, в свою очередь, вызвало снижение цен на аппаратуру и понижение тарифов связи, и в первую очередь телефонных тарифов. Так, аппараты наземной мобильной телефонной связи, которые в начале 1990-х гг. стоили в Западной Европе более 1000 долларов, в конце 1990-х гг. предоставлялись лись некоторыми компаниями бесплатно. Но наиболее сильный удар по компаниям спутниковой связи нанесло введение общеевропейского стандарта GSM, которое сделало возможными кроссбордерные соглашения между компаниями телесвязи различных стран, а следовательно, и создание международных сетей телекоммуникаций. А это, в свою очередь, поставило под вопрос главное преимущество спутниковых телефонов - возможность звонить из любой точки земного шара.<.div>
Однако компании спутниковой связи не сразу осознали угрозу их бизнесу. Так, компания .Иридиум. в ноябре 1998 года вышла на рынок с телефонными аппаратами космической связи размером с кирпич и ценой 3 тыс. долларов за один аппарат, и к тому же разговор по этому телефону должен был стоить 8 долларов за одну минуту. Стоимость этого проекта оценивалась в 5 млрд. долларов. Спустя десять месяцев компания обанкротилась. К процедуре банкротства вынуждена была прибегнуть и компания .Ай-Си-Оу глоубал коммьюникейшнс.. В свою очередь, компания .Теледезик. вынуждена была пересмотреть свои планы, и прежде всего проект создания .Интернета в небе. стоимостью 9 млрд. долларов.
Такое положение вызывает необходимость консолидации компаний спутниковой телесвязи. В ноябре 1999 года .Теледезик. объявила об инвестициях в размере 1,2 млрд. долларов в компанию .Ай-Си-Оу глоубал коммьюникейшнс., что позволит последней предотвратить свое банкротство в США.
И вообще 1999 год оказался не очень удачным для авиакосмической промышлен ности. В этом году имел место ряд крупных неудач с запуском ракет и спутников. В России два раза неудачей кончились запуски ракет .Протон.. В мае .Дельта-3., новейшая ракета компании .Боинг., вывела спутник связи на неправильную орбиту. В общем-то, ничего нового в неудачах запуска ракет нет: они всегда были в коммерческой космической индустрии и воспринимались как неизбежное явление, тем более что они не сопровождались человеческими жертвами.
Тем не менее они привели к повышению стоимости страховки запуска спутников, поскольку эти неудачи тяжело отразились на страховых компаниях, которые страховали эти запуски. Как ожидается, их убытки более чем в два раза превысят годовые страховые премии, которые составляют 850 млн. долларов. Это тем более неприятно, что до последнего времени страхование коммерческих спутников считалось очень выгодным делом.
Однако, как указывают в кругах страховщиков, страховые компании несут большие убытки не столько в результате неудачных запусков, сколько в результате выхода из строя спутников, уже находящихся и работающих на орбите.
Участники 10-й ежегодной конференции по страхованию в космосе, организованной в 1999 году итальянской страховой компанией .Ассикурациони Дженерале., с беспокойством указывали на снижение надежности самих спутников и их запусков, наблюдаемое за последние три года. Так, Ассоциация компаний по авиационному страхованию в своем заявлении отметила, что увеличение случаев выхода из строя спутников на орбите связано с увеличением использования в строитель стве спутников технологий массовых производств при сокращении испытаний и проверок на качество.
Как заявил Марко Рамадоро - директор итальянского консорциума андеррайтеров страхования в космосе .Катекс., в то время как Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) призывает промышленников строить спутники .быстрее, дешевле и лучше., промышленники стараются строить лишь .быстрее и дешевле.. По его словам, промышленники считают, что самый легкий способ снизить издержки производства - это сократить расходы на испытания спутников перед запуском.
Однако проблемы авиакосмической промышленности гораздо более сложные, чем технологические трудности. Аналитики говорят, что многие программы - это плоды научных фантазий, и спутники иногда запускаются без достаточных деловых оснований. В результате число запусков спутников в предстоящие годы, как ожидается, сократится, и некоторые называют теперь даже цифру в 288 запусков вместо планировавшихся ранее 840.
Одна из причин - финансовый кризис в Азии, который привел к отсрочке или отмене различных проектов. Однако, по мнению специалистов, многие эти проекты уже с самого начала были нереальными. Впрочем, последнее относится не только к Азии.
Как указывает Стефан Шенар - специалист по космосу в парижской консульта тивной фирме .Евроконсалт., - в последние годы в космос было запущено слишком много спутников. Одна из причин такого явления - оптимистические рыночные прогнозы. Другая причина - реальный рост телекоммуникаций и телевидения. К тому же было легко доставать деньги - как наличные, так и в виде акций. Поэтому многие проекты, которые не были обоснованы деловой целесообразностью, провалились.
По словам Шенара, многие проекты, связанные со спутниковым телевидением, были основаны на предположении, что широкое распространение спутниковых телевизионных каналов в США повторится и в Европе. Во многих случаях этого не произошло. .Я видел по крайней мере три деловых проекта, связанных с телевидени ем в России, - сказал Шенар в беседе с корреспондентом .Файнэншл таймс.. - Идея заключалась в том, что экономика России выходит из кризисного состояния. Но если бы это и было так, то трудно создать телевизионную индустрию в короткие сроки. Это не только покупка оборудования - это сделать легко. Но нужно найти творческих работников и соединить их с этим оборудованием. Практически в каждой стране вы имеете телевизионный рынок, который или недостаточно развит, или находится в процессе консолидации..
Аналитики считают, что авиакосмичес кая промышленность в конечном счете поправится и число новых запусков увеличится, отчасти потому, что нужно будет заменять более старые спутники. Но промышленники должны будут выполнять требования своих финансовых спонсоров о том, что они должны показать коммерческую целесообразность космических проектов до того, как они начнут их осуществлять.
Как заявил представитель компании .Боинг. президент компании .Боинг. по космосу и телекоммуникациям Джим Элбо, авиакосмическая промышленность должна понять, что она вступает в новую эру, когда главную роль будут играть коммерческие показатели, в первую очередь прибыли, которые могут быть получены от новых программ. Мы должны будем по-разному оценивать эти новые программы, чтобы определять, куда мы собираемся вкладывать наши доллары. Что касается запуска спутников, добавил Элбо, мы видим, что компании-выскочки надеются, что они смогут захватить 70-80 проц. рынка в этом секторе. Но независимо от цен, которые они предлагают, этого не случится.
На родине Гагарина
Что касается России, реальность заключается в том, что сегодня российская космическая программа, так же как и большинство программ США, в Европе, а теперь и в Китае стала большим бизнесом, пишет обозреватель Эндрю Джек. Русские показали, что они могут привлекать клиентов со всего мира. За последнее десятилетие они запускали все большее число спутников для своих международных клиентов, которые оплачивают эти запуски.
За последние несколько лет появляется все большее число совместных предприятий. Одно из самых важных таких предприятий появилось в 1995 году, когда Государственный космический центр имени Хруничева (ГКНПЦ) и .Энергия. создали в сотрудничестве с американским концерном .Локхид-Мартин. .Международную службу запуска спутников.. Эта служба организует запуски ракеты .Протон. с космодрома Байконур. По словам Российско го авиационно-космического агентства, государство предоставляет Государственному космическому центру Хруничева около 700 млн. долларов в год, но от коммерческих запусков оно зарабатывает вдвое больше.
Одна из причин такого высокого уровня бизнеса заключается в передовой и хорошо зарекомендовавшей себя технологии. За период с середины 1960-х гг. до начала 1990-х гг. общее число космических запусков в России значительно превзошло число запусков в других странах мира.
Правда, два запуска ракеты .Протон. - в июне и октябре 1999 года - закончились неудачей. Однако несмотря на это, российские ракеты .Протон. считаются на Западе очень надежными. Как указал директор Российского авиационно-космичес кого агентства Юрий Коптев, с 1965 года, когда начались запуски ракеты .Протон., состоялось в общей сложности 265 запусков и процент успешных запусков составил 95,5 проц., хотя конструкторы ракеты этого типа рассчитывали на уровень успеха в 94 процента.
Впрочем, следует отметить, что в 1999 году неудачей закончились запуски американских ракет .Дельта-3. и .Атлас-2., неудачи имели место и при запусках французской ракеты .Ариан..
Успех России объясняется также и тем, что, в то время как США переключили свое внимание на запуски космических кораблей-челноков .Шаттл. с довольно неопределенными результатами, Россия по-прежнему уделяла главное внимание беспилотным спутникам, запуская в космос большие и мощные ракеты. Поскольку российские спутники уступают западным спутникам, соединение российских ракет с западными спутниками дает хорошие результаты. С этим согласен представитель Российского авиационно-космического агентства Сергей Горбунов, который указывает, что российские спутники, возможно, и отстают от западных спутников лет на восемь-десять, однако в области ракет Россия опережает своих западных конкурентов лет на двадцать пять.
Российская космическая программа имеет еще одно большое преимущество: запуски обходятся значительно дешевле, чем на Западе. Международные соглашения ограничивают дифференциал цен космических запусков, однако, несмотря на это, запуск российской ракеты обходится приблизительно в 70 млн. долларов, в то время как аналогичный запуск в США стоит до 100 млн. долларов.
Кстати, нужно отметить, что США ограничивают запуски американскими компаниями спутников на геостационарную орбиту из России.
Однако для России сложности заключаются в том, что она вынуждена запускать свои ракеты прежде всего с космодрома Байконур, который теперь находится на территории Казахстана. Это вызывает значительную напряженность и споры в отношениях с Казахстаном. Вследствие этого России приходится сейчас развивать альтернативные космодромы. Так, запуск ракет, разработанных Государственным космическим центром им. Хруничева в сотрудничестве с компанией .Даймлер-Крайслер., производится с космодрома Плесецк на севере России.
Сейчас осуществляется совместная российско-американская программа .Зенит. по запуску космических спутников с моря. Для этих запусков используется старая платформа для добычи нефти, которую отбуксируют в Тихий океан и частично затопят, чтобы придать платформе большую устойчивость.
Запуск спутников остается главной формой сотрудничества России с Западом в области космоса. Однако реализуются и другие проекты сотрудничества, как, например, участие Государственного космического центра имени Хруничева в совместном проекте компании .Иридиум., причем он получает эксклюзивное право на действия в рамках этой программы на территории России и ряда близлежащих стран.
Иностранные авиакосмические компании проявляют интерес к авиакосмическим предприятиям и некоторых других стран СНГ. Так, в июле 1998 года президент компании .Боинг. по космосу и телекомму никациям Джим Элбо посетил завод .Южмаш. на Украине, который во времена Советского Союза строил межконтинен тальные ракеты. Сейчас эта украинская компания является партнером .Боинга. по осуществлению программы .Зенит. по запуску спутников с моря. .Боинг. стартует с экватора.
Характерной особенностью развития авиакосмической промышленности Соединенных Штатов в нынешние времена является наличие сотен мелких и средних компаний, разбросанных по всей территории США. Они стараются заполнить ниши, открывающиеся в результате развития коммерческого спутникового бизнеса. Как правило, эти предприятия имеют исторические связи с военной машиной, которая и положила начало освоению космоса. Это особенно наглядно проявляется в Калифорнии, где в результате сокращения авиакосмического сектора осталось большое технологическое наследство, которое и используют эти компании, в том числе и такие крупные, как .Хьюз электроник.. Эта бывшая оборонная компания стала сейчас ведущим производителем коммерческих спутников и поставщиком космических услуг. Эта компания, в частности, создала систему космического телевидения .Дайрект-ТВ., которая имеет наибольшее число зрителей в США.
Но, вероятно, наиболее интересным моментом является группа новых компаний, которые занимаются созданием новых систем неоднократного пользования для запуска спутников (RLV). Они уверяют, что разрабатываемые ими дешевые системы запуска могут резко снизить стоимость запуска, которая является самой дорогосто ящей частью расходов по запуску и эксплуатации коммерческих спутников.
Всеми этими компаниями управляют ветераны космических исследований, которые или вышли в отставку, или были уволены в результате сокращения исследова тельских работ и производства. В их числе компания .Кистлер аэроспейс., которой руководит Джордж Мюллер. В свое время он был руководителем космической программы .Аполлон., осуществляемой НАСА. Он сейчас разрабатывает беспилотный RLV вертикального взлета, для которого будут использованы двигатели со старых советских ракет. Он рассчитывает, что стоимость запуска спутника на низкие околоземные орбиты будет в два раза ниже нынешней, которая составляет в среднем 10 тыс. долларов за один фунт забрасыва емого груза.
Другая компания, .Келли спейс энд технолоджи., которую возглавляют два специалиста-ракетчика, работавшие ранее в отделении компании ТРВ, производившей баллистические ракеты, планирует построить пилотируемый RLV, действующий подобно космическому .Шаттлу.. Обычные реактивные самолеты будут буксировать этот аппарат в верхние слои атмосферы, откуда он будет запускаться ракетой в космос и возвращаться оттуда на реактивных двигателях. Компания считает, что запуск спутников при этом будет обходиться в 2 тыс. долларов за один фунт забрасываемого груза.
Поскольку в ближайшие восемь лет в космос намечается запустить более 800 спутников (сейчас эта цифра значительно сокращается), то традиционные производители ракет для запуска спутников просто не смогут в среднесрочном плане удовлетворить этот спрос. В то же время известные авиакосмические компании разрабатывают сейчас ракеты-носители, которые смогут сократить стоимость запуска спутников на 10-20 процентов.
Компания .Боинг. сконструировала океанскую платформу для морского запуска спутников, которая будет базироваться в Калифорнии и запускать спутники вблизи экватора. .Компания. .Локхид-Мартин. при поддержке правительства США строит беспилотную RLV .Х-33., которая станет прототипом для системы .Венчурстар.. Но одна лишь разработка этого .супершат тла. обойдется, как ожидают, в 5 млрд. долларов, и поэтому уже высказываются соображения относительно его коммерческой целесообразности. Даже исследование, организованное НАСА, показало, что такие расходы не могут быть оправданны при нынешнем состоянии коммерческих рынков. Поэтому этим аппаратом, вероятно, смогут воспользоваться только правительство и военные, и поэтому можно ожидать, что в этой отрасли авиакосми ческой индустрии появится новое поколение специалистов по космосу, который, как ожидают, может стать самой доходной отраслью глобальной индустрии в ХХI веке.
.Ариан. пронзает небо
10 декабря 1999 года с космодрома Куру в Французской Гвиане был произведен первый коммерческий запуск ракеты .Ариан-5., которая вывела на космическую орбиту научный спутник ХММ, принадлежащий Европейскому космическому агентству.
.Ариан-5. - новая тяжелая ракета, принадлежащая .Арианспейс. - консорциуму европейских стран по запуску коммерчес ких спутников. Эта ракета имеет очень важное значение для консорциума, поскольку она может запускать более тяжелые спутники, что приведет к усилению конкурентоспособности консорциума. Запуск ракеты неоднократно откладывался из-за задержки коммерческого груза. Первоначально на орбиту предполагалось вывести два телекоммуникационных спутника, и лишь из-за их неготовности было решено заменить груз научным спутником. В результате в запусках ракет с космодрома Куру имел место четырехмесячный перерыв - с апреля по август 1999 года.
В дальнейшем предполагается увеличить число запусков ракеты .Ариан-5., и на 2000 и 2001 годы планируется по шесть запусков в год.
В целом за год, окончившийся в ноябре 1999 года, консорциум .Арианспейс. произвел запуск всего семи спутников на геостационарную орбиту, в то время как за такой же период в 1998 году на эту орбиту были запущены 22 спутника. До конца 1999 года .Арианспейс. намеревался увеличить число запущенных им спутников до 10, в то время как в 1998 году было произведено 11 запусков, в том числе один испытательный запуск ракеты .Ариан-5..
В более долгосрочном плане перспективы .Арианспейс. представляются более благоприятными, поскольку его портфель заказов включает запуск более 40 спутников в течение трех лет. В общей сложности концерн .Арианспейс. осуществил запуск 104 спутников из 170 коммерческих спутников, действующих в настоящее время в космосе.
В то же время назревают крупные изменения в составе акционеров .Арианспейс.. В настоящее время крупнейшим коммерческим держателем акций консорциума являются французская компания .Аэроспасьяль-Матра. и компания оборонной промышленности .Матра., входившая в концерн .Лагардер.. Однако сейчас планируется слияние компании .Аэроспасьяль-Мат ра. с германским авиакосмическим концерном .ДАСА., в результате чего в составе акционеров .Арианспейс. появится новая мощная европейская компания. В настоящее время самым крупным держателем акций .Арианспейс. остается французское космическое агентство Национальный центр космических исследований, которому принадлежит более 32 проц. акций консорциума. Это учреждение намерено сейчас продать часть своих акций и оставить в своем распоряжении около 20 проц. акций .Арианспейс..
В целях обороны.
Развитие аэрокосмической промышлен ности в Японии сейчас во многом определяется соображениями военного порядка. В августе 1999 года Северная Корея произвела испытательный запуск своей баллистической ракеты, способной нести ядерную боеголовку. Ракета при этом пролетела над территорией Японии. Этот неожиданный для всех запуск вызвал большой шум в политических кругах Японии, которые поспешили указать на печальное состояние японской разведки и на неудовлет ворительное положение в области обороны в целом. Как раз к тому году правитель ство Японии под давлением экономическо го кризиса вынуждено было впервые с 1955 года сократить расходы на оборону.
После запуска северокорейской ракеты японские официальные лица подтверди ли свое намерение сотрудничать с США в области противоракетной обороны театра. Бывший начальник Управления национальной обороны Японии Фукусиро Нукага в октябре 1999 года предложил ассигновать по бюджету будущего 2000 финансового года дополнительно 1 млрд. иен на проведение исследовательских работ по ПРО ТВД. Соглашение между США и Японией о сотрудничестве в изучении этой проблемы было заключено в Вашингтоне осенью 1999 года. По расчетам специалистов, расходы только на изучение этой проблемы обойдутся Японии в 20-30 миллиардов иен, в то время как расходы на развертывание ПРО театра составят огромную сумму 1000 миллиардов иен.
Через несколько недель после запуска северокорейской ракеты Япония объявила о своем намерении создать собственную систему разведывательных спутников. До настоящего времени Япония зависела в получении разведывательных данных со спутников от США, с которыми она имеет соглашение о сотрудничестве в области обороны. Как предполагают, запуск таких спутников будет начат в 2003 году.
Однако японские специалисты предупреждают, что реализация этих оборонных программ связана с большими трудностями, и не только финансового порядка. Эти планы вызовут негативную реакцию в странах Азии и приведут к обострению отношений Японии со своими соседями, и в первую очередь с Китаем. С другой стороны, и в японских политичес ких кругах имеются сомнения относитель но реальности планов по созданию ПРО театра, участие Японии в которой может означать нарушение японской конституции.
Тем не менее в кругах японской аэрокосмической промышленности надеются, что осуществление этих планов приведет к улучшению положения в этой отрасли, которая в последние годы переживала трудные времена из-за финансового кризиса в стране, а также в результате серии технических неудач. Наиболее серьезной из них был провал запуска в 1998 году ракеты Н-2, которая была первой ракетой, полностью сконструированной и построенной в Японии. Вторым фактором подъема японской аэрокосмической промышленности может стать растущий спрос на спутники телесвязи. На этом рынке активную роль играют такие японские компании, как .Мицубиси электрик., .Ниппон электрик. и .Тосиба.. Так, в октябре 1999 года .Мицубиси электрик. стала первой японской компанией, которая получила заказ на строительство спутника связи для иностранной компании, а именно австралийской компании телесвязи .Оптус.. Стоимость заказа составила 312 млн. долларов.
.Евметсат. создает систему
Еще одной важной областью использования космических спутников являются метеорологические наблюдения из космоса, которые начались более 30 лет назад с запуска американских спутников системы .Тирос..
В течение многих лет основную часть метеорологических спутников запускали Соединенные Штаты, но сейчас Европа также принимает активное участие в рамках Европейской организации по эксплуатации метеорологических спутников, известной как .Евметсат.. Россия, Япония, Китай и Индия также принимают активное участие в Координационной группе по метеорологическим спутникам, которая контролирует глобальную деятельность в этой области. Нынешняя сеть метеорологических спутников имеет два компонента - геостацио нарные спутники и спутники с полярной (полюсной) орбитой.
Геостационарные спутники летают по специальной орбите на высоте 36 тыс. километров над экватором, на которой скорость спутника точно совпадает со скоростью вращения Земли, поэтому спутник зависает над одним и тем же местом. Спутники на полярной орбите, наоборот, вращаются вокруг земного шара на высоте 850 километров, причем время вращения составляет 90 минут. .Евметсат. сейчас создает первую Европейскую полярную систему, которая начнет действовать в 2003 году в сотрудничестве с Национальным управлением США по проблемам океана и атмосферы.
Синоптикам мира для адекватного анализа метеоусловий нужны два действующих полярных спутника. Каждый из них находится на гелиосинхронной орбите и пролетает над данным местом дважды в сутки - один раз днем, другой раз ночью. Скоординированная таким образом пара спутников, находящихся на полярной орбите - утренний спутник и полуденный спутник, - будет пролетать над каждым районом через каждые шесть часов. В 2003 г. европейцы будут оперировать утренним спутником, а США сохранят за собой полуденный спутник.
Снимки со спутников, сделанные в дневное время, стали основой метеорологии, однако для наблюдения ночью нужны другие способы. Частичным решением могут стать инфракрасные инструменты, которые косвенно регистрируют присутствие облаков путем измерения температуры инфракрасного излучения, исходящего с этих облаков. Могут помочь и микроволно вые сенсоры. Однако эти методы не обеспечивают пока точных результатов и нуждаются в дальнейших разработках.
Метеорологические спутники используются также для исследовательских проектов в области климатологии и метеороло гии. Одним примером этого является Эксперимент по Индийскому океану (Индоэкс). Это глобальный проект по изучению взаимодействия атмосферных поллютантов (загрязнителей), исходящих с Индийского субконтинента, с облаками и солнечной радиацией над океаном. В 1998 году .Евметсат. переместил свой запасной геостацио нарный спутник .Метеосат-5. с его постоянной орбиты на новую позицию, откуда он проводил постоянный мониторинг облаков и водяных паров. Это позволило ученым лучше использовать самолеты и корабли для сбора образцов из атмосферы.
Другим экспериментом является Альпийская горная программа, которую проводил .Евметсат.. Ее целью было изучение сложных метеорологических условий в горных регионах и возможность улучшения метеорологических прогнозов в экстремальных местных условиях, таких, как сильные дожди или снегопады. Работы по программе проводились в Альпах с 7 сентября по 15 ноября 1999 года, и в ней приняли участие несколько сот ученых. Наземные наблюдения дополнялись воздушными наблюдениями с восьми самолетов. .Евметсат. выделил для работ по программе метеорологический спутник .Метеосат-6.. Все данные по этой программе были заложены в суперкомпьютер NECSX-4 и будут использованы для ежедневных прогнозов погоды, подготавливаемых Швейцарским метеорологическим институтом.
(По материалам зарубежной печати)

-


+