economicus.ru



Ресурсы по теме "Монополистическая конкуренция."

Сговор
Источник: Толковый словарь ОЭСР .Экономика предприятия" . М.: Издательство .Весь Мир.,1997.

Сговор

Collusion

Адам Смит в книге .Исследования о природе и причинах богатства народов., изданной в 1776 г., отмечал: .Лица одной профессии редко собираются вместе, даже просто повеселиться или отдохнуть, без того, чтобы их встречи не обращались в сговор против общества и в поиск того, как поднять цены..

Сговором называются монополистические объединения, заговоры или соглашения продавцов с целью повысить или зафиксировать цены и сократить объем производства для увеличения прибыли. В отличие от картеля сговор не обязательно требует от участников заключения формального соглашения, тайного или обнародованного. Однако следует заметить, что экономические последствия сговора и картеля одинаковы и часто этими терминами пользуются, особо не следя за точностью их применения.

Сговор фирм с целью повысить (или зафиксировать) цены или сократить объем производства рассматривается большинством государственных органов как наиболее серьезное нарушение законов о конкуренции. Соглашения, связанные со сговором, достигаются и претворяются в жизнь в формах, разнообразие которых ограничено только человеческим воображением. Примеры сговора, имевшие место в разных странах, убедительно показывают, что неформальные джентельменские соглашения, базирующиеся на взаимном уважении сторон, социальных условностях, личных связях и контактах, являются достаточно прочной основой для обеспечения соблюдения членами оговоренных цен и соответствующих коммерческих действий. Наличие на рынке небольшого числа фирм, выпускающих однородную продукцию, способствует сговору. Сговоры для фиксирования цен также возникают при продаже сложной продукции. Примером служит электромашиностроение США, включающее 29 различных компаний, продающих разнообразную техническую продукцию, такую, как турбогенераторы, трансформаторы, переключатели, изоляторы, конденсаторы и контрольные устройства. Таким же образом американские производители стали успешно входили в сговор в течение определенного времени путем заключения соглашения о стандартах и спецификации производства. В одном случае сговора . с целью мошенничества с предложениями . фирмы-заговорщики составили, руководствуясь .фазами луны., список очередности, кому когда делать самое .выгодное. предложение для получения контракта. В других случаях сговор состоял в заключении соглашения о разделе рынка между соучастниками.

Сговор не обязательно включает точно оговоренное соглашение или даже обмен информацией между соучастниками. В отраслях, действующих в обстановке олигополии, фирмы обычно зависят друг от друга в принятии решений по ценообразованию и объему производства данной продукции. Таким образом, действия одной фирмы влияют на действия других и вызывают их ответную реакцию. В этих условиях фирмы-олигополисты могут учитывать действия конкурентов и координировать свои действия таким образом, как если бы все они составляли картель, даже при отсутствии формального соглашения. Такие скоординированные действия зачастую известны как молчаливый сговор участников, или сознательный параллелизм.

Появлению заговора по фиксированию цен способствуют различные факторы. В их числе:

1. Способность повысить и поддерживать цены в данной отрасли производства (при наличии незначительных препятствий для доступа на рынок или существовании продуктов-заменителей заговор ни к чему не приведет: у фирм просто не будет стимула присоединяться к нему);

2. Фирмы рассчитывают на практические трудности в обнаружении сговора и наказании заговорщиков (в этом случае прибыль, полученная в результате сговора, бывает значительно больше, чем штрафы или потеря репутации, грозящие заговорщикам);

3. Административные расходы невелики (в случае затяжных деловых переговоров и при высоких расходах на поддержание дисциплины участников и мониторинг создание монополистического объединения затрудняется);

4. Выпуск однородной и весьма похожей продукции (соглашения о единых ценах достигаются с трудом в случаях, когда продукция отличается по таким показателям, как качество и надежность; в подобных обстоятельствах фирмы сталкиваются с трудностями в определении того, являются ли изменения в объеме продаж результатом изменений предпочтений потребителей или нечестных методов в виде тайных снижений цен);

5. Имеет место высокая концентрация в отрасли промышленности или ситуация, при которой несколько крупных фирм выпускают б(льшую часть продукции (когда общее количество фирм невелико, организация сговора тоже стоит недорого, а возможность обнаружения нарушителей договора о фиксировании цен соответственно возрастает);

6. Существование торговой или промышленной ассоциации в данной отрасли (ассоциации предоставляют базу для координирования экономической деятельности и обмена информацией, что способствует созданию сговоров; они также уменьшают административные расходы и затраты на контроль для монополистического объединения).

Возникновение сговора не обязательно происходит при существовании всех или некоторых вышеупомянутых факторов на данном рынке. Вдобавок существуют факторы, способные ограничить сговор. Среди этих фактов . разнородность продукции, разница в издержках на выпуск продукции различных фирм, цикличность условий ведения хозяйства, наличие опытных потребителей, технологические перемены, снижение темпов расходимости товаров, различие в ожиданиях фирм и наличие стимулов к тайному понижению цен и увеличению собственной доли рынка. Последний фактор особенно важен для объяснения того, почему продолжительность действия сговора невелика.