economicus.ru



Ресурсы по теме "Монополистическая конкуренция."

Олимпиадная задача "Авиаперевозки"
Источник: Образовательный комплекс "1С.Образование.Экономика"

Есть данные по перевозкам пассажиров из Москвы в два города (см. таблицу). Объясните сложившуюся ситуацию на рынке.

Маршрут Авиакомпания Цена Рейсов в неделю

Москва . Новосибирск (2814 км) .Внуковские авиалинии. 800 7

.Сибирь. 1200 13

.Аэрофлот . Российские международные авиалинии. 1020 6

.Трансаэро. 1220 3

Москва . Оренбург (1223 км) .Оренбургские авиалинии. 1130 7

(1999 г., 11 класс)

На первый взгляд, представленные данные иллюстрируют положительное воздействие конкуренции на рынок: там, где за пассажиров борется несколько компаний, цены ниже, чем там, где авиаперевозками занимается только одна компания.

Однако, такое объяснение не может считаться исчерпывающим. Принять его можно лишь в том случае, если мы знаем, какой уровень цен является равновесным для конкурентного рынка, и считаем, что цены на билеты в Новосибирск близки к этому уровню. К сожалению, мы не можем этого утверждать, а значит, необходимо предложить и другие версии.

В частности, может оказаться справедливой и такая логика: Оренбург гораздо ближе к Москве, поэтому серьезным конкурентом .Оренбургских авиалиний. является железнодорожный транспорт. Иными словами, хотя .Оренбургские авиалинии. и являются единственным авиаперевозчиком, они не могут вести себя как монополист (иначе все будут ездить поездом). В этом случае мы можем считать, что предложенная авиакомпанией цена отражает ее реальные затраты на перевозки.

Такая предпосылка коренным образом меняет наши выводы. Известно, что затраты на горючее составляют значительную часть общих расходов авиакомпаний. Поэтому, если цена 1130 рублей отражает затраты по перевозке пассажиров на расстояние 1223 км, маловероятно, что перевозки на вдвое большее расстояние обходятся компаниям, выполняющим полеты в Новосибирск, много дешевле (даже если предположить, что рейсы в Новосибирск осуществляются с большей загрузкой).

Таким образом, вполне вероятно, что тарифы на маршруте Москва-Новосибирск не покрывают затрат авиакомпаний: эти тарифы являются следствием ценовой войны, нацеленной на вытеснение конкурентов.

В такой ценовой войне больше шансов на победу у тех авиакомпаний, которые могут компенсировать убытки доходами на других направлениях (.Аэрофлот., .Внуковские авиалинии.).

Когда какая-либо авиакомпания победит конкурентов, она поднимет цены выше конкурентного уровня. Это негативно скажется на потребителях и на состоянии рынка в целом. Очевидно, что такая ситуация не является нормальной, и в этом случае говорить о положительной роли конкуренции не приходится.

Учитывая ограниченный набор предоставленных данных, в качестве ответа на данный вопрос следует принимать изложение обеих гипотез (как гипотезы конкурентного рынка, так и гипотезы ценовой войны).