economicus.ru



Ресурсы по теме "Государственные расходы."

Пенсионное обеспечение в Великобритании
Автор: Валентина СОРОКИНА
Источник: Журнал общественно-политических исследований .Современная Европа.

div class=i2_title>Пенсионное обеспечение

Одной из важнейших составляющих социальной безопасности Великобритании является пенсионная система, которая проделала долгий путь к своему нынешнему состоянию. В 1945 году лейбористским правительством был принят закон о национальном страховании. В то время пенсионерам выплачивалась базовая пенсия без учета их заработной платы. Право на ее получение имели лица, которые делали взносы в национальное страхование в течение всей трудовой жизни. Пенсии выплачивались государством из текущих доходов. Такая система была предложена социальным реформатором лордом У. Бевериджем. Его программа предусматривала единый размер пенсий, а работающие и их хозяева должны были делать одинаковую сумму взносов в национальное страхование на протяжении двадцати трудовых лет.

В конце 50-х годов стало очевидно, что размер пенсий недостаточен, так как составляет лишь небольшую часть заработной платы. В связи с этим в пенсионную систему были внесены изменения - увеличены взносы в национальное страхование со стороны работников и их нанимателей. Часть населения страны стала получать государственную пенсию с учетом заработной платы.

Пришедшие на смену правительству лейбористов консерваторы одобрили эти изменения и разработали на их основе свою пенсионную программу, учитывающую род занятий (Occupational pension scheme). Она брала за основу для начисления пенсии сумму заработной платы, которую человек получал в течение всех своих трудовых лет.

В середине 70-х годов государственная пенсионная система вновь подверглась изменениям. На этот раз лейбористское правительство, пришедшее к власти в 1974-м, предложило внести коррективы в реформу 1961 года. Первое, установить формальную связь между размерами базовой государственной пенсии и заработной платой работающего населения путем проведения ежегодной индексации; второе, усовершенствовать пенсионную систему посредством включения в нее .второго яруса. - зависимости от размера зарплаты уже для всего населения. При этом величина пенсии была установлена на уровне 25% от самой высокой заработной платы, которую человек получал в течение 20 лет своей работы.

Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 году, внесло очередные поправки в пенсионную программу. Оно отменило формальную связь между пенсиями и заработной платой и установило ее между базовой государственной пенсией и розничными ценами. Такое решение было продиктовано, в частности, экономическим кризисом в Великобритании в 1980-м. Далее, в 1985 году правительство консерваторов, изучив программу пенсионного обеспечения, принятую ранее лейбористами, предложило снизить его уровень до 20% заработной платы.

И, наконец, правительство М. Тэтчер впервые провело в жизнь программу частных или накопительных пенсий. Каждый британец получил возможность вкладывать в пенсионный фонд часть своих доходов до вычета налогов. Частные пенсионные фонды, инвестирующие средства в британскую экономику, получили большое распространение в стране в последние годы. В 2001 году общая сумма средств в таких фондах составила 830 млрд ф. ст. (1,4 трлн долл.) - больше, чем в пенсионных фондах других европейских стран вместе взятых.

Лейбористское правительство Т. Блэра выработало свои предложения по пенсионной программе. Они включали: создание .нового паевого пенсионного фонда. (ПФ), который объединяет и использует лучшие характеристики ранее принятых в стране программ, введение гарантированного минимального дохода для всех пенсионеров и организацию ежегодной публикации сведений о величине будущих пособий.

Этот новый план строится на частичной приватизации системы социального обеспечения. Фактически было подтверждено, что каждый гражданин может инвестировать свои взносы в частный пенсионный фонд. Подобно организациям, занимающимся профессиональными пенсиями, паевые ПФ будут управляться попечителями. На них возлагается ответственность за инвестиционную политику. Членами ПФ могут быть работники, получающие от 9 до 18 тыс. ф. ст. в год (14 850-29 700 долл.).

В то же время правительство лейбористов предприняло шаги для привлечения в фонды работников, получающих меньше 9 тыс. ф. ст. в год. Ожидается, что со временем в результате создания различных льгот, таких как налоговые скидки, услугами фондов будут пользоваться все больше работников с низкими доходами.

Государственный секретарь по социальным вопросам А. Дарлинг отмечал: .В перспективе, мы планируем сбалансировать государственные и частные пенсионные системы, чтобы убедить как можно большее количество британцев зарегистрироваться на получение частных пенсий. И в последующие 50 лет доля государственных расходов на пенсионное обеспечение по отношению к ВВП сократится, поскольку значительная часть населения сможет накопить средства в пенсионных фондах..

Таким образом, после проведения всех реформ и изменений государственные пенсии по старости выплачиваются мужчинам, достигшим 65 лет, женщинам - 60. В 2000 году средний размер основной пенсии по старости одинокого пенсионера, выплатившего страховые взносы, составлял 67,50 ф. ст. в неделю, супружеской пары -107,90 ф. ст. - соответственно 16 и 26% от уровня средней заработной платы в стране.

Пенсионеры могут работать, и их заработок не влияет на размер пенсии. Лица, достигшие пенсионного возраста и продолжающие работать, при уходе на пенсию получают надбавки за каждый проработанный год, но только в тех случаях, когда сумма их страховых взносов превышает требуемую. Надбавка выплачивается государством либо частной компанией и может составить четвертую часть заработной платы.

Право на получение основной пенсии сохраняется и для лиц, чьи возможности работать ограничены необходимостью сидеть с ребенком, либо ухаживать за больными родственниками. Чтобы поддержать материальное положение женщин, вышедших на пенсию, закон содержит положение о равном разделении пенсионного обеспечения между разведенными супругами.

Частные пенсии, являясь разновидностью пенсионного обеспечения, по сути формируются самими людьми, о чем говорилось выше. Инвестируя свои взносы в пенсионные фонды, они, при достижении соответствующего возраста, получают их в виде солидной суммы, чтобы поместить ее в любой финансовый институт - страховую или инвестиционную компанию, строительное общество, коммерческий банк и т.п.

Лицам, не делающим страховых взносов в фонд национального страхования, выплачиваются пособия по старости за счет доходов от налогообложения.

Нынешняя пенсионная система Великобритании, несмотря на свои неоднократные изменения, все же не сняла вопроса о том, за счет чего осуществлять дальнейшее увеличение пенсий. Поэтому весьма вероятно, что будет проводиться еще не одна реформа, чтобы решить эту проблему.