economicus.ru


    Ресурсы по теме
    "Блага, потребление, полезность."
    (Основы экономики)

    Учебные_тексты

  1. "Потребности и богатство" [Посмотреть]
  2. Источник: газета "Иностранец" .34 от 21.09.94.
    Статья А.Гениса "Потребности и богатство" ставит вопросы необходимости благотворительности и приводит разнообразные и очень интересные примеры из этой области. Эпиграфом к даной статье могли бы стать слова Будды "Смешно думать, что кто-то может улучшить или ухудшить вашу жизнь".


  3. "Потребности и богатство" [Посмотреть]
  4. Источник: газета "Иностранец" .34 от 21.09.94.
    Статья А.Гениса "Потребности и богатство" ставит вопросы необходимости благотворительности и приводит разнообразные и очень интересные примеры из этой области. Эпиграфом к даной статье могли бы стать слова Будды "Смешно думать, что кто-то может улучшить или ухудшить вашу жизнь".


  5. "Великолепный маляр" [Посмотреть]
  6. Источник: Отрывок из повести "Приключения Тома Сойера"
    Отрывок из повести М.Твена - замечательная иллюстрация к уроку экономики, посвященному теме "полезность" или "спрос и предложение".


  7. Производство полезности [Посмотреть]
  8. Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. .СПб, Экономическая Школа, 2000.
    В тексте обсуждается, что такое производство и как менялся взгляд на производство, с течением времени, от натурального производства к развитию обмена и торговли, в связи с разделением труда и специализацией.


  9. БРЕМЯ ВЫБОРА [Перейти]
    Источник: Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах. . СП
    В тексте рассматривается проблема ограниченности ресурсов и проблема выбора, кроме того, подробно объясняется гипотеза о рациональности потребителя. Также в материале большое внимание уделено эволюции взглядов на роль экономики в жизни общества.


  10. Блага [Перейти]
    Источник: М. А. Сторчевой ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ. Учебник для средней школы. . СПб, Экономическая школа, 1999.
    В тексте доступным языком рассказано, о таком экономическом понятии как 'блага', а именно, о том, что такое блага, антиблага, потребление, структура потребностей, полезность, свободные экономические блага. Материал, кроме того, содержит сюжетные рисунки, делающие наглядным содержание каждого параграфа, вопросы для размышления и "окна", посвященные 'Хозяйству матушки-природы' и 'Механизму ощущений'. Учебный текст предназначен для вводного курса экономики.


    Изображения

  1. Бледная поганка (рисунок) [Скачать]
  2. Источник: "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия"
    Бледная поганка - самый ядовитый гриб из семейства мухоморов. Рисунок может быть использован как пример антиблага при обсуждении темы "Потребности, блага, полезность".


  3. Замок. (фото) [Скачать]
  4. Источник: .Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия"
    Укрепленное жилище феодала. Фото может быть использовано в качестве иллюстрации при обсуждении жилищных проблем, потребностей и собственности.


  5. Здание монастыря в Афоне (фото) [Скачать]
  6. Источник: "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия"
    Здание расположено на склоне горы и имеет необычную форму. Фото может быть использовано для иллюстрации при обсуждении темы "Потребление", так как представляет собой любопытный способ решения жилищной проблемы в малопригодных условиях.


  7. Snow Business: делать и продавать снег . это выгодно. [Перейти]
    Казалось бы, для чего нужно производить снег? Мало нам зимой, что ли, сугробов? И вообще, делать деньги на выпуске снега - разве это возможно? Оказывается, ещ? как. Рассмотрим же на примерах двух фирм, что такое Snow Business, как идут дела у "сноу-бизнесменов" и какие технологии они используют, чтобы создавать снег.


    Задачи

  1. Контрольная работа "Предмет и метод экономической науки" [Посмотреть]
  2. Источник: Образовательный комплекс "1С.Экономика"
    Контрольная работа состоит из 10 вопросов-тестов, которые затрагивают основные понятия предмета и метода экономической теории. Рекомендуется для школьников, только начинающих и изучать экономику.


  3. Контрольная работа "Альтернативная стоимость" [Посмотреть]
  4. Источник: Образовательный комплекс ""С.Экономика"
    Контрольная содержит в себе 5 тестов с одним правильным вариантом ответа. Вопросы представляют собой ситуативные задачи, посвященные понятию "Альтернативные издержки". Предназначено для школьников 9 классов.


  5. Контрольная работа по теме "Потребитель в экономике" [Посмотреть]
  6. Источник: Образовательный комплекс "1С.Репетитор.Экономика"
    Контрольная работа состоит из 10 тестов с одним правильным вариантом ответа. В работе прверяются усвоение школьниками следующих понятий:поребитель, суверенитет потребителя,защита прав потребителя, полезность,сбережения. Предназначен для школьников 8-9 классов.


  7. Контрольная работа "Потребитель в экономике" [Посмотреть]
  8. Источник: Образовательная программа "1С.Репетитор.Экономика"
    Контрольная работа содержит в себе 10 тестов "Верно/Неверно", призванных проверить усвоение следующих экономических понятий: сбережение, полезность (предельная и общая), номинальный и реальный доход. Предназначен для школьников 9-10 классов.


  9. Олимпиадная задача "Распределение затрат" [Посмотреть]
  10. Источник: Образовательный комплекс "1С.Образование.Экономика"
    Задача может быть использована при изучении темы обмена и альтернативных издержек. Задание рекомендуется для школьников 10 класса.


  11. Тест "роль государства и бюджет" [Посмотреть]
  12. Источник: Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе, "Вита-пресс", Москва, 1998
    Тест посвящен проблемам частного и общественного благ, а также роли государства в экономике.


    Ситуации

  1. Сколько тратят россияне [Посмотреть]
  2. Источник: Ведомости, 21 января 2003
    В статье рассматривается потребительский рынок России: объем рынка, структура потребления, перспективы роста рынка, средний годовой уровень расходов на человека.


  3. Snow Business: делать и продавать снег . это выгодно. [Перейти]
    Казалось бы, для чего нужно производить снег? Мало нам зимой, что ли, сугробов? И вообще, делать деньги на выпуске снега - разве это возможно? Оказывается, ещ? как. Рассмотрим же на примерах двух фирм, что такое Snow Business, как идут дела у "сноу-бизнесменов" и какие технологии они используют, чтобы создавать снег.


    История

  1. Альтернативные затраты. Из истории экономической мысли [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. .СПб, Экономическая Школа, 2000.
    В тексте подробно обсуждается, что же все-таки означает термин "альтернативные затраты", а также рассказывается об истории появления концепции альтернативных затрат.


    Художественная_литература

  1. "Омоложение резины" (из художественной публикоции). [Посмотреть]
  2. "Омоложение резины! Сколько нервов, выдумки и хитрости потратила Северная Америка, чтобы найти способы этого омоложения!" - экономическая эффективность, производство и новые идеи в свое время нимало удивили писателя К.Паустовского, о чем он и поведал нам в рассказе.


    Классика_экономической_мысли

  1. Реабилитация потребительского излишка [Перейти]
    Источник: Вехи экономической мысли". Комплект в 3-х томах /Под ред. В. М. Гальперина. . CПб, Экономическа
    Рассматривается история возникновения понятия "излишки потребителя", подробно анализируется его классическое определение (А. Маршалл) и последующая критика. Затем автор показывает, какую аналитическую пользу можно извлечь из этой категории в экономике благосостояния.


  2. Суверенитет и рациональность потребителя [Перейти]
    Источник: Вехи экономической мысли". Комплект в 3-х томах /Под ред. В. М. Гальперина. . CПб, Экономическа
    Из этой статьи можно понять, что между "удовольствием" и "страданием" существуют более сложные связи, чем это предполагалось во времена Джевонса. Но ставит ли это под сомнение рациональность потребительского поведения?


  3. ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И НАУКЕ О ПОВЕДЕНИИ [Перейти]
    Источник: Вехи экономической мысли". Комплект в 3-х томах /Под ред. В. М. Гальперина. . CПб, Экономическа
    Статья нобелевского лауреата Герберта Саймона посвящена критике абсолютной рациональности и максимизирующего поведения и предложению других подходов к моделированию человеческого поведения. Чрезвычайно интересная и полезная статья с точки зрения методологии общественных наук.


  4. ПЕРЕМЕНЫ И НОВАТОРСТВО В ТЕХНОЛОГИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ [Перейти]
    Источник: Вехи экономической мысли". Комплект в 3-х томах /Под ред. В. М. Гальперина. . CПб, Экономическа
    Новаторская статья, в которой автор предлагает рассматривать потребление как производство, в котором отдельные товары рассматриваются как ресурсы, представляющие наборы определенных свойств или характеристик. Эти объективные свойства благ и являются объектом спроса со стороны потребителей.


  5. МАРШАЛЛИАНСКАЯ КРИВАЯ СПРОСА [Перейти]
    Источник: Вехи экономической мысли". Комплект в 3-х томах /Под ред. В. М. Гальперина. . CПб, Экономическа
    Статья представляет интерес, главным образом, для тех, кто интересуется теорией потребления или историей экономической мысли, так как содержит скурпулезный анализ принципов построения кривой спроса в связи с различиями между номинальным и реальным доходом. Как обычно, Маршаллу "достается" за нелюбовь к строгим определениям и избегания математики.


    Учебные_тексты_повышенной_сложности

  1. КАРДИНАЛИСТСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПОЛЕЗНОСТИ И СПРОСА [Перейти]
    Источник: Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах. . СП
    В тексте рассматривается количественный подход к анализу полезности и спроса, рассказывается об истории возникновения теории полезности, а также дается определение предельной полезности в математической и графической форме, кроме того, подробно объясняется принцип убывающей предельной полезности. Большое внимание уделено анализу взаимосвязи между спросом и величиной предельной полезности. Текст может быть рекомендован для школьников старших классов, с углубленным изучением экономики.


  2. АКСИОМЫ ПОРЯДКОВОГО (ОРДИНАЛИСТСКОГО) ПОДХОДА К АНАЛИЗУ ПОЛЕЗНОСТИ И СПРОСА. КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ [Перейти]
    Источник: Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах. . СП
    В тексте рассматривается порядковый подход к анализу полезности и четыре аксиомы, на которых он базируется. В материале подробно объяснен аппарат кривых безразличия, а также свойства, которыми обладают кривые безразличия. Текст может быть рекомендован для школьников старших классов, с углубленным изучением экономики.


  3. ОПТИМУМ ПОТРЕБИТЕЛЯ [Перейти]
    Источник: Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах. . СП
    В тексте рассматривается, как потребитель достигает оптимума, с использованием аппарата кривых безразличия и бюджетной линии. Текст может быть рекомендован для школьников старших классов, с углубленным изучением экономики.


  4. ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕН И ДОХОДА [Перейти]
    Источник: Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах. . СП
    В тексте рассматривается, как будет вести себя потребитель при изменении цен и дохода, кроме того, даются определения нормальных, качественных, некачественных и высококачественных товаров. В материале приведены описания особенностей применения линий доход-потребление и кривых расходов Энгеля. Текст снабжен большим количеством графиков и может быть рекомендован для школьников старших классов, с углубленным изучением экономики.


  5. ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ И КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ [Перейти]
    Источник: Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах. . СП
    В тексте указываются на недостатки, свойственные маршаллианскому потребительскому излишку, и рассматривается другие варианты оценки изменений в благосостоянии потребителей, например компенсирующая вариация дохода. Текст снабжен большим количеством графиков и может быть рекомендован для школьников старших классов, с углубленным изучением экономики, которые изучали эффект дохода и замещения по Слуцкому и Хиксу.


  6. ИНДЕКСЫ ЦЕН И РЕАЛЬНОГО ДОХОДА [Перейти]
    Источник: Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах. . СП
    В статье рассматривается, как можно измерить изменения в жизни в связи с изменением доходов и (или) цен. В материале разобраны следующие индексы: индекс номинального дохода, индекс цен, индекс Ласпейреса, индекс Пааше, индекс реального дохода, кроме того указаны достоинства и недостатки каждого из индексов. Текст снабжен большим количеством графиков и может быть рекомендован для школьников старших классов, с углубленным изучением экономики, которые изучали эффект дохода и замещения по Слуцкому и Хиксу.


  7. Анализ характеристик [Перейти]
    Источник: Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах. . СП
    В статье рассматривается метод анализа потребительского поведения и спроса, известный как анализ характеристик. Текст снабжен большим количеством графиков и может быть рекомендован, как дополнительный материал, для школьников старших классов, с углубленным изучением экономики.


  8. НЕКОТОРЫЕ СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ КОЭФФИЦИЕНТАМИ ЭЛАСТИЧНОСТИ [Перейти]
    Источник: Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах. . СП
    В тексте рассматриваются некоторые соотношения между коэффициентами эластичности, имеющие важное теоретическое и практическое значение, например, удельный вес (в долях единицы) расходов на покупку соответственно товаров X и Y в общих расходах потребителя I.Текст может быть рекомендован для школьников старших классов, с углубленным изучением экономики.