economicus.ru



Ресурсы по теме "Спрос."

Надежды автоконцернов не сбылись
Автор: Джеймс Макинтош
Источник: Ведомости, 18 апреля 2003

Надежды автоконцернов не сбылись

Спрос на машины не растет вопреки ожиданиям

Оживление автомобильного рынка Америки откладывается: становится все более очевидным, что надежды автомобилестроителей на начало покупательского бума и роста цен на машины не оправдываются. В этих условиях компании вынуждены пересматривать прогнозы прибыли и приступить к агрессивному сокращению издержек.

На этой неделе General Motors (GM) предупредила, что из-за худшего, чем ожидалось, состояния экономики США ее прибыль по итогам года, скорее всего, окажется ниже запланированных $2,5 млрд. Компания Chrysler (американское подразделение германской DaimlerChrysler) также дала понять, что размер ее операционной прибыли по итогам года, по всей вероятности, окажется ниже запланированных $2,5 млрд. Гендиректор этой компании Дитер Цетше говорит, что на рынке США происходят "ужасные вещи". "[Наши] весьма амбициозные цели [в отношении прибыли] оказались несбыточной мечтой. Мы все еще надеемся на то, что сможем удержаться в рамках намеченных издержек", - комментирует руководитель компании.

В Ford Motor настроены несколько более оптимистично. Компания намерена добиться поставленных перед собой целей во многом благодаря реализации программы по снижению издержек. Также оптимизм компании внушили результаты I квартала, оказавшиеся выше прогнозов. Тем не менее финансовый директор Ford Аллан Гилмор признает, что надежд на возобновление бурного роста цен на автомобили практически не осталось. Одна из причин, по мнению Гилмора, состоит в том, что производители в попытке привлечь покупателей предлагают все более серьезные скидки и кредиты под низкий процент. Это приводит к тому, что покупатели нередко откладывают покупку в ожидании еще более выгодного предложения.

Вся "большая тройка" - GM, Ford и Chrysler - уже приступила к реализации агрессивных программ по сокращению издержек. Компании стараются экономить на всем - от маркетинга и разработки новых комплектующих до отказа от персональных самолетов для топ-менеджеров, как это сделали в Ford. По словам главы пресс-службы Ford Europe Нила Голитли, автомобилестроительные компании все больше ощущают необходимость незамедлительных мер по снижению издержек. "Я полагаю, что из штаб-квартиры каждой автомобилестроительной компании сейчас исходят одни и те же сигналы, [смысл которых в том, что] ослаблять усилия по снижению издержек нет никакой возможности", - делится Голитли.

На необходимость принятия неотложных мер указывают и другие факторы. Количество непроданных машин американских автоконцернов на складах дилеров сейчас в среднем на 20% выше, чем в прошлом году. Это означает, что компаниям придется сокращать производство. Падение цен на новые автомобили привело к рекордным темпам снижения цен на подержанные машины (и росту спроса на них) , что означает снижение рентабельности финансовых подразделений автоконцернов, занимавшихся автокредитованием. Кроме того, американские компании испытывают все возрастающее давление со стороны японских конкурентов на высокоприбыльном рынке внедорожников.

При этом, если оценивать американский рынок на основе традиционного подсчета количества проданных машин, то его состояние выглядит сравнительно благополучно. В I квартале 2003 г. здесь продано около 16,3 млн машин в годовом исчислении по сравнению с 16,8 млн по итогам прошлого года. Если, согласно прогнозу GM, продажи по итогам года достигнут примерно 16,5 млн автомобилей, то 2003 год окажется четвертым самым успешным годом в истории вслед за тремя рекордными годами подряд.

Однако эта методика не дает абсолютно объективной оценки рынка: из-за развернувшейся ценовой войны компании несут дополнительные потери. На этой неделе финансовый директор GM Джон Дивайн сообщил, что средняя цена автомобилей его концерна в США в прошлом году упала на 3,2%. При этом сама GM в начале апреля приступила к реализации беспрецедентной программы по стимулированию сбыта, предложив покупателям новых автомобилей пятилетний беспроцентный кредит. (FT, 17. 04. 2003, Владимир Волков)