economicus.ru



Ресурсы по теме "Предложение."

Урок .Предложение.
Автор: Артамонова Любовь Михайловна,Школа . 34 г.Новосибирск

Основные концепции:

. Предложение

. Величина предложения

. Рынок

. Затраты, расходы, издержки

. Цена

. Прибыль

Краткий конспект теоретического материала.

У производителей и продавцов свои интересы, для них цена несет иную, чем для потребителей, информацию: высокая цена обещает большую выручку, низкая цена заставляет искать пути более прибыльного использования своих ресурсов.

Предложение . это зависимость между количеством товара, которое продавцы готовы выставить на продажу и всеми возможными ценами на этот товар.

Величина предложения . это количество товара, которое продавцы готовы продать по определенной цене.

Закон предложения . при прочих равных условиях, продавцы предложат больше товаров при более высоких ценах, и наоборот, т.е. между ценой товара и количеством предложенного к продаже существует прямая связь: чем выше цена на товар, тем выше величина предложения, и наоборот.

Шкала предложения . таблица, показывающая количества товара, предлагаемые к продаже на рынке по каждой конкретной цене.

Кривая предложения . графическое отображение прямой связи между ценой товара и величиной предложения. Кривая предложения строится исходя из допущения, что цена является основной определяющей величины предложения любого товара, допущение .при прочих равных. означает, что неценовые определяющие даны заранее и не подвергаются изменениям. Изменение неценовой определяющей меняет предложение, т.е. сдвигает кривую предложения.

Основные факторы, меняющие предложение: цены на ресурсы, технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары и число продавцов на рынке.

Цели урока:

1. Продемонстрировать, каким образом издержки производства влияют на предложение товара.

2. Объяснить, как ценовые факторы меняют величину предложения.

3. Сформулировать закон предложения. Показать, как изменение затрат изменяет предложение.

Описание урока:

Ученики участвуют в моделирующем упражнении, для того, чтобы понять связь между затратами на производство и предложением, научиться строить шкалу и кривую предложения, а также понять различие между изменением в предложении и изменением величины предложения.

Требуемое время: 2 часа.

Материалы, необходимые для проведения урока:

. Цветная бумага . 6 листов, конверты, линейка .школьный деревянный или портняжный матерчатый метр, ножницы, скотч, цветной мел или фломастеры.

. Бумагу заранее нарезать на прямоугольники тр?х размеров:

o маленькие 5см Х 5см,

o средние 5см Х 6см,

o большие 5см Х 8см, и разложить по конвертам.

. Инструкция.

Процедура проведения урока.

1. Напомните учащимся, что люди и фирмы в экономике играют разные роли: покупателей, потребителей, производителей и продавцов. Попросите объяснить, в чем отличие покупателя и потребителя, что такое спрос, величина спроса, что меняет величину спроса и отчего изменится спрос.

2. Напомните, что фирма заинтересована в получении прибыли, которая рассчитывается как разница между общей выручкой и общими затратами.

3. Скажите учащимся, что сегодня на уроке они будут выполнять упражнение .Все хот - доги хороши . выбирай на вкус!.. В процессе игры будет создано несколько фирм, производящих одинаковые хот-доги и стремящихся выйти на рынок. Фирма должна, используя всю имеющуюся информацию, принять решение о величине необходимых затрат на производство одного хот-дога. Затраты фирмы будут зависеть от расходов на сырь?, оборудование и заработную плату. Задача фирмы обосновать цену хот-дога, учитывая, что покупатели покупают больше по низким ценам, но фирма понесет убытки, если цена будет меньше затрат.

4. Разделите учеников на команды по 4 человека. Каждая команда . это фирма, производящая хот-доги. Предложите командам придумать название своей фирме и выбрать капитана . эксперта фирмы. Запишите названия фирм на доске. Раздайте командам описание упражнения (материал . 1). Изучите с учениками правила.

5. Раздайте командам материал . 2

6. Обсудите, отчего зависит величина расходов (выбор ингредиентов хот-дога, месторасположения киоска, решение о выплате прибыли и заработной платы). Напомните, что издержки производства - это сумма всех расходов, величина, ниже которой фирма не может назначать цену.

7. Дайте фирмам время на то, чтобы обсудить величину своих расходов. Пригласите фирмы по очереди приклеить к доске дорожки своих расходов.

8. Пригласите экспертов измерить свои расходы при помощи ЦЕНОМЕТРА. Напомните, что цена деления =1коп. Результаты измерения запишите на доске.

9. Обсудите, почему у некоторых фирм затраты на производство одного хот-дога равные (3.00=2х5+2х6+8;

3.00=5х6),

разные (минимальные 2.50=5х5;

максимальные 4.00=5х8).

10. Спросите, какие фирмы готовы продавать по минимальной цене 2.50? Подсчитайте и запишите эту цену и количество фирм на доске в двух колонках. Объявите следующую цену (по возрастанию). Спросите, кто готов продавать по этой цене, помогите ученикам понять, что желавшие продавать по минимальной цене готовы продать и по более высокой цене. Продолжите заполнение таблицы. Обсудите тот факт, что по максимальной цене все фирмы готовы продавать свою продукцию.

11. Предложите классу построить кривую, отражающую готовность фирм продавать свою продукцию при каждой цене.

12. Спросите, какими должны быть цены, чтобы побуждать производителей увеличивать предложение товара

13. Предложите классу дать определение предложения, величины предложения, шкалы и кривой предложения, сформулировать закон предложения по аналогии со спросом и опираясь на полученные таблицу и рисунок. Дайте ученикам время на запись закона предложения в тетрадь.

14. Объявите, что в городе вводится налог на каждый произведенный хот-дог. Раздайте каждой фирме по белому квадрату. Спросите, как повлияет этот налог на расходы? Что произойдет с дорожкой расходов?

15. Попросите представителя каждой фирмы изменить свою дорожку, а эксперта измерить и записать результат.

16. Спросите, что произошло с расходными дорожками ( они удлинились), что произошло с величинами затрат( выросли)

17. Проиграйте 10-й и 11-й шаги. Сравните показания новой и старой шкал предложения, спросите, что произошло с величиной предложения при каждой цене? (уменьшилась). Сравните положение старой и новой кривой предложения. Убедитесь, что все увидели сдвиг вверх.

18. Объявите, что произошло изменение технологии изготовления хот-догов. Ножницами отрежьте примерно равные части от прямоугольников одного цвета на расходных дорожках каждой фирмы (например, по новой технологии меньше включаем печку, меньше тратим электричества . режем синий прямоугольник). Пригласите экспертов измерить длину расходной дорожки и записать результат.

19. Снова пройдите шаги 10-й и 11-й. Что произошло с предложением? Как сдвинулась кривая предложения?

20. Обсудите с классом ситуацию, смоделированную в упражнении.. (Увеличение затрат уменьшало предложение, и наоборот. При уменьшении предложения кривая предложения сдвигалась вверх-влево, а при увеличении кривая сдвигалась вправо-вниз.) Проверьте понимание, задавая каждой фирме вопрос типа: что произойдет с предложением хот-догов, если вырастет арендная плата за киоск ( подешевеет булочка.., повысится зарплата продавщицы и т.д.). Если необходимо, пройдите шаги 10-й и 11-й еще раз.

21. В заключении спросите учащихся, что такое предложение? Какая связь между ценой и количеством предлагаемого товара? от чего зависит изменение предложения?

Оценка: Ученики работают дома с периодикой, выбирают газетную или журнальную статью, содержащую информацию о предложении, о величине предложения при данной цене или о неценовых факторах, влияющих на предложение. Выделяют главное, исправляют, если необходимо ошибки журналистов при использовании терминов предложение и величина предложения. Оформляют информацию, содержащуюся в статье, в виде таблицы из трех колонок: РЫНОК. СОБЫТИЕ. СДВИГ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Готовят выступление к следующему уроку.

ТЕСТ.

1.Чем можно объяснить сдвиг кривой предложения товара А?

А)в нашем городе вырос спрос на товар А;

Б)мэр города объявил об уменьшении цены на товар А;

В)*мэр города объявил о введении налога на продажу товара А;

Г)в нашем городе снова выросла цена на товар А.

2. Если цена на минеральные удобрения понизится, то кривая предложения кукурузы сдвинется

А)вправо-вверх;

Б)влево-вверх;

В)*вправо-вниз;

Г)влево-вниз.

3.В каком газетном заголовке журналист должен заменить слово .предложение. выражением .величина предложения.?

А) В результате снижения издержек производства предложение автомобилей выросло.

Б)*Снижение цен на мед приведет к уменьшению предложения меда на Центральном рынке.

В) Рост цен на говядину вызовет уменьшение предложения свинины.

Г) Введение акцизного налога на сигареты всех сортов снизило предложение табачных изделий.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.

МАТЕРИАЛ . 1.

Упражнение .Все хот-доги хороши . выбирай на вкус!..

В городе создается несколько фирм , которые занимаются производством хот-догов.

Все хот-доги одинакового качества.

Каждый хот-дог состоит из сосиски, булочки и кетчупа или другой приправы.

Чтобы сделать хот-дог нужна продавщица, киоск, печка и т.д.

Фирма должна определить величину затрат (большие, средние или маленькие) по каждой составляющей, используя бумажные прямоугольники разного цвета и разного размера.

ЦВЕТ ЗАТРАТЫ на

Красный сосиску

Желтый булочку

Оранжевый кетчуп

Синий оборудование

Зеленый труд

Фирма состоит из 4 человек: эксперта и специалистов. Эксперт назначает специалистов:

. Специалиста по приготовлению;

. Специалиста по оборудованию;

. Специалиста по кадрам;

В ходе упражнения специалисты должны:

1. Выбрать размер расходов,

2. обосновать выбор перед своим экспертом,

3. составить на доске разноцветную дорожку затрат, используя выбранные бумажные прямоугольники и скотч.

Эксперт измеряет затраты специальным ЦЕНОМЕТРОМ, каждое деление которого равно 1копейке и объявляет величину затрат своей фирмы.

МАТЕРИАЛ . 2.

Конверт содержит по 3 бумажных прямоугольника (большой, средний и маленький) каждого цвета (красного, желтого, оранжевого, синего и зеленого). Итого: 15 прямоугольников.