economicus.ru


    Ресурсы по теме
    "Монополия."
    (Основы экономики)

    Учебные_тексты

  1. МИФЫ ЭКОНОМИКИ: Правила игры в монополию [Посмотреть]
  2. Источник: "Ведомости", 12 мая 2003
    В статье рассказывается о том, что такое естественная монополия, как определить естественность монополии, в чем отличия естественной монополии от искусственной. В статье приведено много примеров естественных монополий в разных странах.


  3. Понятие о структуре рынка [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. . СПб, Экономическая школа, 2000.
    В тексте объяснено, что такое структура рынка, и приведена простая классификация типов рыночных структур с определениями и их критериями: совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Материал содержит примеры каждой из рыночных структур.


  4. Поведение предприятий в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. . СПб, Экономическая школа, 2000.
    В тексте объясняются два подхода к понятию прибыли 'бухгалтерский' и 'экономический', кроме того, подробно рассматривается понятие выручки и выводится условие максимизации прибыли. Большая часть материала посвящена сравнению поведения фирм, максимизирующих прибыль в условиях 'совершенной конкуренции' и 'монополии'.


  5. Спрос на ресурс фирмы-монополиста [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. . СПб, Экономическая школа, 2000.
    В тексте рассматривается спрос на ресурс фирмы-монополиста на рынке продукта, приводятся основные факторы, влияющие на спрос. Материал снабжен графическими иллюстрациями и рекомендован для старшеклассников школ с углубленным изучением экономики.


  6. Монополия на рынке ресурса [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. . СПб, Экономическая школа, 2000.
    В тексте рассматривается ситуация, при которой предложение некоторого ресурса монополизировано, а спрос конкурентный, а именно, как это отразится на конечной цене продуктов. Материал снабжен графическими иллюстрациями и рекомендован для старшеклассников школ с углубленным изучением экономики.


  7. "Сетевые" монополии [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. . СПб, Экономическая школа, 2000.
    В тексте, на реальных примерах, рассказано о том, что такое "сетевые" монополии, и как они влияют на жизнь обычного потребителя и государства в целом. Материал может служить прекрасной иллюстрацией к теме "Монополия".


  8. Модель монополии [Перейти]
    Источник: http://microeconomica.economicus.ru/index.php?file=10_1
    в тексте рассматриваются допущения, на которых строится модель монополиии, а именно, отсутствие совершенных заменителей, отсутствие свободы входа на рынок, одному продавцу противостоит большое число покупателей, совершенная информированность.


  9. Монополия [Перейти]
    Источник: М. А. Сторчевой ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ. Учебник для средней школы. . СПб, Экономическая школа, 1999.
    В тексте доступным языком рассказано, о таком экономическом понятии как 'монополия', о том, как монополия достигает равновесия и каковы причины монополии. Материал, кроме того, содержит сюжетные рисунки, делающие наглядным содержание каждого параграфа, вопросы для размышления и "окно", посвященное 'Истории монополий'. Учебный текст предназначен для вводного курса экономики.


    Изображения

  1. Пригородный поезд (фото) [Скачать]
  2. Источник: "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия"
    Фото может быть использовано для иллюстрации при обсуждении проблем транспорта, а также в темах "Производство (технология)", "Роль государства в хозяйстве" и темах, связанных с общественным выбором и развитием. Кроме этого, фото может быть использовано при рассказе о монополии (железнодорожный транспорт - классический пример естественной монополии) и обсуждении проблемы разделения "путей" и "вагонов" для уменьшения монополии на перевозки


    Задачи

  1. Контрольная работа по теме "Монополия" [Посмотреть]
  2. Источник: Образовательный комплекс "1С.Репетитор.Экономика"
    Тест, состоящий из 10 вопросов,призван проверить усвоение знаний по теме "Монополия". Рекомендован для 8-9 классов.


  3. Контрольная работа по теме "Монополия" [Посмотреть]
  4. Источник: Образовательный комплекс "1С.Репетитор.Экономика"
    Тест по теме "Монополия" содержит в себе десять вопросов "Верно/неверно". Рекомендован школьникам 8-9 классов.


  5. Олимпиадная задача "Стратегия монополиста" [Посмотреть]
  6. Источник: Образовательный комплекс "1С.Образование.Экономика"
    В задаче требуется предложить план действия монополиста, опираясь на данные по объему спросу и возможности производства. Задание рекомендовано для школьников 11 класса.


  7. Задание "Определите рыночную структуру" [Посмотреть]
  8. Источник: Образовательный комплекс "1С.Образование.Экономика"
    В задании представлены шесть ситуаций, для каждой из которых нужно выбрать подходящую рыночную структуру. Предназанчено для школьников 10-11 класса.


  9. Задание "Найди правильный термин" [Посмотреть]
  10. Источник: Образовательный комплекс "1С.Образование.Экономика"
    Задание состоит из десяти определений кого-либо экономического термина по теме "Рыночные структуры", требуется для каждого определения выбрать из представленных вариантов правильный термин.Материал может быть использован в качестве части итогового контрольного задания по данной теме.


  11. Задачи "Конкуренция и монополия" [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. . СПб, Экономическая школа, 2000.
    В задании приведены три задачи, в каждой из которых требуется найти, какой объем производства выберет предприятие и какую цену утстановит. Задачи можно использовать, в качестве части итогового теста по теме "Рыночные структуры".


  12. "Максимизация прибыли монополиста" [Посмотреть]
  13. Источник: (Равичев С. Григорьев С. Протасевич Т. Свахин А. Сборник задач по экономике (8-11 классы). МЦЭБО, Мо
    Дается линейная функция спроса и некоторая информация о затратах фирмы, которая является монополистом. Необходимо найти точку, в которой прибыль фирмы достигает максимума.


    Ситуации

  1. Ситуация. Тулаоблстрой [Посмотреть]
  2. Источник: Образовательный комплекс .1С.Экономика.
    В статье рассказывается о возникшем тяжелом финансовом положении акционерной компании 'Тулаоблстрой', требуется проанализировать сложившуюся в компании ситуацию и ответить на блок представленных вопросов.


  3. Ситуации. Ксерокс. Север России [Посмотреть]
  4. Источник: Образовательный комплекс .1С.Экономика.
    В статьях рассказывается о ситуациях, сложившихся на рынке копировальной техники в России в целом и на рынке авиационного топлива в Магаданской области, требуется проанализировать, сравнить и охарактеризовать ситуации на этих рынках, и ответить на блок представленных там вопросов.


  5. МИФЫ ЭКОНОМИКИ: Правила игры в монополию [Посмотреть]
  6. Источник: "Ведомости", 12 мая 2003
    В статье рассказывается о том, что такое естественная монополия, как определить естественность монополии, в чем отличия естественной монополии от искусственной. В статье приведено много примеров естественных монополий в разных странах.


  7. МАП против "МегаВымпелКома" [Посмотреть]
  8. Источник: Ведомости , 16 сентября 2003
    Статья посвещена возможности слияния двух федеральных сотовых операторов, "МегаФона" и "ВымпелКома", и решению Министерство по антимонопольной политике запретить данное объеденение. Статья является прекрасной иллюстрацией для темы 'Регулирование монополий'.


  9. МАП и ЦБ договорились, как вычислять монополистов [Посмотреть]
  10. Источник: Ведомости, 05 сентября 2003
    В статье рассматривается, по каким критериям банк могут посчитать монополистом на уровне страны и на уровне отдельно взятой территории, а также к каким последствиям может привести наличие на рынке банка-монополиста.


  11. Экономическая монополия в условиях рыночной экономики и административная монополия отраслевого минис [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. . СПб, Экономическая школа, 2000.
    В тексте рассматриваются различия монополии в условиях рыночной и административной экономики. Приведены формы конкуренции, которые оказывают влияние на поведение монополиста в рыночных условиях, но не влияют при командно-административной системе. Текст можно использовать при обсуждении тем: "Монополия" и "Экономические системы".


  12. Рынки ресурсов : антимонопольная практика [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. . СПб, Экономическая школа, 2000.
    В тексте расскзывается о том, как регулируется рынок ресурсов антимонопольными органами России, в материале приведено большое количество примеров и решений в антимонопольной практики. Материал может служить прекрасной иллюстрацией к темам "Монополия" и "Роль государства в экономике".


  13. Монопсония Советского государства на рынке зерна 1926г. [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. . СПб, Экономическая школа, 2000.
    В материале приведен интересный пример монопсонии советского государства на рынке зерна во времена нэпа. В данной ситуации монопсоническую власть на рынке отдельного блага имело государство,и оно воспользовалась этим, чтобы получить выгоду за счет снижения цены.


  14. Тарифы на электрическую энергию и ценовая дискриминация [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. .СПб, Экономическая Школа, 2000.
    В статье разбираются особенности электрической энергии с точки зрения потребителя и то, как эти особенности способствуют установлению двух тарифов, а значит, имеет место ценовая дискриминация. Большая часть статьи как раз и посвящена экономическому обоснованию данного вида ценового различия. Материал может служить прекрасной иллюстрацией к теме "Ценовая дискриминация".


  15. Изменения в рыночной структуре американской экономики [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. .СПб, Экономическая Школа, 2000.
    В статье рассказывется о тех, рыночных структурах, которые выделяются в рамках теории рынков, а именно таких, как: чистая монополия, доминирование одной фирмы, "тесная" и "широкая" олигополия, монополистическая и чистая конкуренция. В дополнение к этому, материал содержит данные об изменении рыночной структуры американской экономики в 1939-1980, а также перечень факторов, повлиявших на изменение структуры экономики США.


  16. Локальные естественные монополии [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. . СПб, Экономическая школа, 2000.
    В тексте рассматривается деятельность и регулирование локальные естественные монополии в переходной экономике России на примере "Водоканалов". Материал может быть использован при изучении темы "Монополия".


  17. ПУБЛИЧНЫЙ ИМИДЖ КРУПНЫХ РОССИЙСКИХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ. [Перейти]
    В августе-сентябре 2000 года по заказу Агентства Новостей 'ИМА-Пресс' было проведено социологическое исследование публичного имиджа крупных российских нефтяных компаний в регионах, где расположены крупные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие подразделения этих компаний, а также в Москве. В рамках этого проекта были проведены полевые количественные исследования, результаты которых представлены в настоящем отчете.


    История

  1. Монополия [Посмотреть]
  2. Источник: Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. - М., .Сов. энциклопедия., 1991.
    Статья подробно разбирает, что такое монополия, основные формы и виды монополий, ее роль для экономики страны. Материал снабжен большим количеством исторических примеров.


  3. Антитрестовское законодательство США [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. . СПб, Экономическая школа, 2000.
    В тексте рассматриваются основные законы и поправки к ним, регулирующие монополии в США, кроме того, материал содержит реальные примеры применения антитрестового законодательства. Также даны определения наиболее типичных действий компаний, попадающих под действие антитрестового законодательства.


  4. Мировой и российский опыт рекламы [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. .СПб, Экономическая Школа, 2000.
    В тексте рассказывается об истории рекламы в России и за рубежом, кроме того, рассматриваются основные функции рекламы, а также приведены требования, которым должна удовлетворять реклама, чтобы быть эффективной: целенаправленность, адресность, постоянство, правдивость. Материал снабжен большим количеством реальных примеров. Текст может быть полезен при изучении темы "Монополистическая конкуренция".


  5. Из истории российских монополий [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. .СПб, Экономическая Школа, 2000.
    В метериале рассказывается о том, как складывались отношения между государством и монополиями в России, приведены примеры основных самых известных монополий, их недостатки и достоинства, кроме того, рассматривается, как с течением времени менялось отношение государства к монополиям и, как регулировалась их деятельность.


    Классика_экономической_мысли

  1. История понятия "ценовая дискриминация" [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. .СПб, Экономическая Школа, 2000.
    В тексте рассказывается об истории понятия "ценовая дискриминация", задача этого обзора показать, как сложилось понятие ценовой дискриминации. Первоначальное представление о ней можно найти в работах Ж.Дюпюи и Д.Ларднера, а свою развитую форму оно нашло а трудах А. Пигу, о вкладе каждого из них и написано в данном материале. Материал может быть полезен при углубленном изучении монополии.


    Учебные_тексты_повышенной_сложности

  1. Затраты, отдача от масштаба и структура рынка [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. .СПб, Экономическая Школа, 2000.
    В статье обсуждается взаимосвязь между величиной затрат, отдачей от масштаба и структурой рынка. В материале приведено несколько примеров, а также таблица с подробным описанием, указывающая на взаимосвязь между рыночной концентрацией и экономией от масштаба.


  2. Монополия [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. .СПб, Экономическая Школа, 2000.
    В материале подробно разбирается деятельность монополии в коротком и длительном периоде, кроме того, рассматривается поведение монополиста, осуществляющего производство продукции на нескольких заводах. Особый интерес вызывает часть, посвященная общественным потерям от монополии, а также защищающие монополию аргументы.


  3. Дискриминационное поведение монополии [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. .СПб, Экономическая Школа, 2000.
    В тексте разбирается, что понимают под ценовой дискриминацией. Большое внимание уделено тому, какие общие предпосылки необходимы для возникновения ценовой дискриминации, а далее тому, какие условия необходимы фирме, чтобы проводить ценовую дискриминацию. Материал может быть полезен при углубленном изучении монополии.


  4. Типы ценовой дискриминации [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. .СПб, Экономическая Школа, 2000.
    В статье разбираются три основных вида ценовой дискриминации и условия их существования: совершенная, по объему покупки, на сегментированных рынках. Для каждого из видов ценовой дискриминации приведены графики с подробным их объяснением.


  5. Поведение фирмы в коротком и длительном периодах [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. .СПб, Экономическая Школа, 2000.
    В тексте рассматривается, как фирма в условиях монополистической конкуренции выбирает оптимальный объем производства в коротком периоде, если фирма минимизирует затраты или максимизирует прибыль, приводятся основные отличия монополистической конкуренции от монополии и совершенной конкуренции, кроме того, доказывается теорема об "избыточной мощности". Текст может быть полезен при углубленном изучении темы "Монополистическая конкуренция".


  6. Количественные методы оценки структуры рынка [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. .СПб, Экономическая Школа, 2000.
    В статье рассмаотрены наиболее известные количественные методы оценки структуры рынка, а именно такие, как пороговая доля рынка, индекс Херфиндаляу-Хиршмана,индекс концентрации,Индекс Линда. Для каждого из способов оценки структуры рынка приведены реальные примеры применения в разных странах.


  7. Ущерб от монополизации [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. . СПб, Экономическая школа, 2000.
    В статье монополизация и ущерб от монопольной власти для общества, во-первых, раскрываются на основе парето-эффективности, во-вторых, традиционная трактовка этих потерь дополняется новым представлением, развитым в теории поиска ренты. Материал снабжен графическими иллюстрациями и рекомендован для старшеклассников, школ с углубленным изучением экономики.


  8. Естественная монополия [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. . СПб, Экономическая школа, 2000.
    В статье дается определение естественной монополии на основе субаддитивности затрат. Большой интерес вызывает часть статьи, посвященная причинам и границам регулирования естественных монополий. Материал снабжен графическими иллюстрациями и рекомендован для старшеклассников, школ с углубленным изучением экономики.


  9. Естественная монополия : инструменты регулирования [Перейти]
    Источник: 50 лекций по микроэкономике. Учебник для ВУЗов в 2-х томах. . СПб, Экономическая школа, 2000.
    В статье подробно расматриваются различные инструменты регулирования естественных монополий , которые можно условно разбить на три группы: непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов, косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности, использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции в условиях естественной монополии. Материал снабжен графическими иллюстрациями и рекомендован для старшеклассников, школ с углубленным изучением экономики.


  10. СТРОЕНИЕ РЫНКОВ [Перейти]
    Источник: Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах. . СП
    В тексте рассмотрены типы строения рынков по Штакельбергу, а также классификация типов рынка, предложенная Э. Чемберлином. Текст может быть рекомендован для школьников старших классов, с углубленным изучением экономики.


  11. СПРОС И ВЫРУЧКА [Перейти]
    Источник: Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах. . СП
    В тексте рассматривается взаимосвязь между ценой, объемом выпуска и предельной выручкой продавца-монополиста, которая объяснена с помощью графиков и числового примера. Материал может быть рекомендован для школьников старших классов, с углубленным изучением экономики.


  12. МОНОПОЛИЯ В КОРОТКОМ ПЕРИОДЕ [Перейти]
    Источник: Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах. . СП
    В статье подробно разбирается поведение фирмы в коротком периоде в условиях монополии, а именно, рассматриваются следующие вопросы: условия максимизации прибыли, предложение и затраты монополиста. Текст снабжен большим количеством графиков и может быть рекомендован для школьников старших классов, с углубленным изучением экономики.


  13. МОНОПОЛИЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ [Перейти]
    Источник: Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах. . СП
    В статье подробно разбирается поведение фирмы в длительном периоде в условиях монополии, а именно, рассматриваются следующие вопросы: максимизация прибыли, выбор оптимального объема производства, долгосрочное приспособление монополии. Текст снабжен большим количеством графиков и может быть рекомендован для школьников старших классов, с углубленным изучением экономики.


  14. МОНОПОЛИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ЗАВОДАМИ [Перейти]
    Источник: Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах. . СП
    В тексте рассматривается ситуация, когда монополия производит однородный продукт на нескольких заводах. Текст снабжен графиками и может быть рекомендован для школьников старших классов, с углубленным изучением экономики.


  15. УЩЕРБ, ПРИНОСИМЫЙ МОНОПОЛИЕЙ [Перейти]
    Источник: Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах. . СП
    В статье подробно рассмотрено, в чем именно состоит ущерб, наносимый монополией, как изменяется благосостояние в результате монополизации совершенно конкурентной отрасли, и как можно попытаться оценинить этот ущерб.Текст снабжен большим количеством графиков и может быть рекомендован для школьников старших классов, с углубленным изучением экономики.


  16. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ [Перейти]
    Источник: Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах. . СП
    В тексте рассмотрено, что такое естественная монополия и при каких условиях возможно ее существование, а также как и почему нужно регулировать этот вид монополии, кроме того, разбираются такие вопросы, как ценообразование по Рамсею и ценообразование при пиковом спросе. Материал сопровождается большим количеством реальных примеров и графиков.


  17. ДВУХСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ [Перейти]
    Источник: Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах. . СП
    В тексте рассмотрено, как функционирует монополия при условии наличия только одного покупателя своей продукции, который стремится реализовать свою монопсонистскую власть на рынке.


  18. СПРОС МОНОПОЛИСТА НА ПЕРЕМЕННЫЙ ФАКТОР [Перейти]
    Источник: Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах. . СП
    В тексте рассматривается спрос монополиста, т. е. предприятия, являющегося единственным производителем блага X, на переменный фактор, при условии, что рынок труда остается совершенно конкурентным. Материал снабжен графиками и может быть рекомендован для школьников старших классов, с углубленным изучением экономики.