economicus.ru



Ресурсы по теме "Различия в заработной плате."

Безработица. Методическая разработка урока для 10-го класса.
Источник: Учитель.ru

Основные понятия:экономический цикл, спад, подъем, пик, безработные, занятые, рабочая сила, фрикционная безработица, структурная безработица, циклическая безработица, уровень безработицы, естественный уровень безработицы, страхование по безработице, "жесткость" заработной платы,безработица ожидания.

"Вы переводом увольняетесь или на улицу?"(Из разговора в отделе кадров)

"Стать безработным - это еще нужно заработать".(Из разговора в Центре занятости)Как бы ни было тяжело и печально, но безработица стала реальностью нашего времени.

Безработица - важнейший критерий при оценке политических и социально-экономических реформ нашего государства. Сегодня нам предстоит на уроке узнать о формах безработицы, об уровне безработицы и факторах, влияющих на безработицу.

Учитель: Кто такой безработный?Ученики: Это те люди, кто не имеет работы.Людей часто сокращают, и они не имеют работы.Те, кто хочет работать.

Учитель: Обычно безработными считаются те, кто не имеет работы на момент проведения статистического обследования, но активно ищет ее и готов приступить к работе немедленно. Но статистические обследования проводятся нечасто, и сейчас пользуются данными центров занятости населения. К сожалению, теперь положение безработных усугубляется недостаточным финансированием центров занятости, и вводятся различные ограничения, например, для получения официального статуса безработного и получения пособия необходимо посетить ряд предприятий и принести отказ в предоставлении работы в письменном виде, и делать это ежемесячно, иначе потеряешь право на пособие.Так, в нашем городе с населением 114 тысяч человек в службу занятости ежемесячно обращаются от 250 до 400 человек в зависимости от сезона (больше всего обращаются осенью, летом люди, как правило, работают на своих огородах, чтобы обеспечить себя на зиму хотя бы овощами), стоят на учете 600 человек, а имеют статус безработных 172 человека, примерно около 0,5% трудоспособного населения.

Иногда в районных центрах служб занятости, не имея средств пособия, выдают семенами, цыплятами и даже поросятами, в люди соглашаются их выращивать и тем самым хоть как-то просуществовать.

Учитель: Подумайте и назовите, какие причины приводят к безработице.

Ученики: Кризисы в экономике.Финансовые кризисы.Закрытие предприятий.Неправильная политика с другими государствами, разрешают ввозить слишком много товаров

Учитель: Первый и самый распространенный вид безработицы связан с поиском места работы, соответствующего квалификации, интересам и предпочтениям людей. Это требует порой немалого времени и усилий.Информация о вакансиях (свободных рабочих местах) может быть несовершенна, и ее распространение требует времени.Часть работающих увольняются по собственному желанию. Обычно это связано с семейными обстоятельствами, изменением места жительства, получением образования или изменением профессиональных интересов. Такая безработица носит добровольный характер и, как правило, продолжается недолго. У таких безработных имеются "готовые" навыки к работе, их они могут предложить на рынке труда. Эта форма безработицы называется фрикционной.

Мы с вами наблюдаем тяжелое положение российских шахтеров. Как вы понимаете, чем оно вызвано?

Ученики: Шахты закрываются. Шахтеры становятся безработными.

Учитель: Почему закрываются шахты?

Ученики: Они стали нерентабельны.

Учитель: Действительно, в силу того, что многие шахты имеют выработанные пласты каменного угля, добывают уголь в тонких пластах, это делает добычу чрезвычайно дорогостоящей, нерентабельной. Такие шахты следует закрыть. Но с закрытием шахт связаны жизни тысяч людей. В старых угольных бассейнах целые города и поселки были построены в свое время для добычи угля. А теперь говорят, что шахты "устарели", часто это большая проблема для людей.В ряде случаев добыча угля слишком дорогая, что повышает его стоимость, и шахты становятся нерентабельными, то есть не дают прибыли.Мы с вами привели самый яркий пример в нашей экономике, но это неизбежный процесс, когда в ходе развития экономики устаревают предприятия и "устаревают" профессии. Государство должно предвидеть такие процессы и заблаговременно готовить разрешение проблем, связанных с изменением структуры экономики в связи с научно-техническим прогрессом.

С изменением структуры экономики также связана безработица. Такая безработица носит вынужденный и долговременный характер. Обеспечение работой таких безработных связано с профессиональной переподготовкой, а иногда с переселением в другие места. Так, как сейчас, решают проблему с закрывающимися шахтами. Такую форму безработицы называют структурной.Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы (или уровень безработицы при полной занятости).

Естественным уровнем безработицы принято считать безработицу в размере 5,5-6,5% от общей численности рабочей силы. В разных странах этот показатель различен, но во всех случаях полная занятость ресурсов исключает их стопроцентное использование.Безработица зависит от общего состояния экономики, которая переживает определенные экономические циклы - периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции.Причинами цикличности являются: периодическое истощение инвестиций, колебания объема денежной массы, обновление "основных капитальных благ" и т.д. Основными фазами экономического цикла являются подъем и спад.В период циклического спада возрастает безработица, она дополняет фрикционную и структурную, ее называют циклической. В период подъема циклическая безработица отсутствует.Расчеты фактического и естественного уровней безработицы достаточно сложны, так как состояние безработного может измениться, он может устроиться на работу и т.д. Мы с вами уже говорили, что безработными считаются те, кто не имеет работы на момент статистического исследования, но активно ее ищет и готов приступить к работе немедленно. Если люди заняты неполный рабочий день или неделю, они относятся к категории занятых.Ученики: А если человек потеряет работу, но не ищет ее, потому что не верит, что найдет, или отчаялся. У него нет специального образования.

Учитель: Такое, к сожалению, бывает, и нередко. Бывает и так, что многие годы человек выполняет какую-либо работу, не предусмотренную штатным расписанием, но согласованную с администрацией, а в трудовой книжке была другая запись. То теперь, после увольнения, положение человека еще более осложнено.Занятые и безработные образуют рабочую силу. Те, кто не ищет работу, считаются выбывшими из состава рабочей силы. Это люди трудоспособного возраста, имеющие возможность работать, но по каким-либо причинам не работающие: студенты, домохозяйки, пенсионеры (например, бывшие военные, возраст трудоспособный, но пенсия уже заслужена), бездомные, те, кто отчаялся найти работу и прекратил поиск ее и т.д., а также больные длительное время, заключенные в местах лишения свободы.Уровень безработицы определяется как соотношение численности безработных к численности рабочей силы.Естественный уровень безработицы определяется в результате усреднения фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет и, по прогнозам, на последующие 10 лет.В индустриальных странах статистическое исследование проводят ежемесячно, при этом опрашивается значительное число семей. Но данные эти могут быть неточными, т.к. те, кто не ищет работу, но хочет получать пособие, может заявлять, что ищет, или занятые в "теневой" экономике.Так, например, в российской экономике "теневой" бизнес занимает значительное место, что затрудняет расчеты уровней безработицы. Поэтому часто используют экспертные оценки. Впрочем, это характерно для переходных экономик.Также, по данным комитета Российской Федерации по статистике, наблюдается существенная разница между данными Федеральной службы занятости и обследованием населения. По данным Федеральной службы занятости России, на конец 1995 года численность безработных 2327,0 тысячи человек, а по данным обследований населения по проблемам занятости 6310,4 тысячи человек.

Необходимо учитывать, что в современных российских условиях многие люди скрывают свое истинное положение.Устойчивым уровень безработицы становится по двум причинам.Во-первых: в случае страхования по безработице (т.е. выплаты пособий по безработице) увеличивается время поиска работы.Как ни парадоксально, но снижается стимул для поиска работы. Хотя выплата пособий может способствовать поиску именно такой работы, которая бы исключительно удовлетворяла интересы и запросы желающего устроиться на работу, или получению дополнительного образования. А это в долгосрочной перспективе будет влиять на большую стабильность общества. Здесь важна роль государства. Для того, чтобы снизить уровень безработицы, необходимо выделять средства для финансирования системы переподготовки кадров и другие меры.Во-вторых, это так называемая "безработица ожидания", которая возникает в условиях устойчивой ("жесткой") заработной платы. Люди не желают получать за свой труд более низкую плату, чем уровень устойчивой заработной платы, и предпочитают ожидание, чем работу за плату, неадекватную, по их мнению, труду, или плату ниже прожиточного уровня (нередко люди считают слишком низкую заработную плату унижающей их профессиональное и человеческое достоинство).В этих условиях происходит "застывание" рынка труда.

В настоящее время минимальный уровень заработной платы слишком мал, поэтому не может оказывать сколько-нибудь серьезного влияния на "застывание" рынка труда

В ряде случаев предприятия опасаются снижать уровень заработной платы, т.к. стремятся сохранить квалифицированных рабочих, опасаются снижения производительности труда, трудовой дисциплины и объема прибыли.В разных социальных группах уровень безработицы различен, среди молодежи обычно он выше.На увеличение естественного уровня безработицы оказывают влияние:увеличение доли молодежи в составе рабочей силы;увеличение доли женщин в составе рабочей силы;более частые структурные изменения в экономике.Давайте попробуем на основе изученного материала снова дать определение понятий "безработица" и "безработные". При формулировке ответа помните, что при определении не должно быть определяемого слова (например: масло - масляный продукт).

(Учитель вместе с учениками вырабатывает определение).Безработица - явление в обществе, когда часть трудоспособного населения не может иметь работу.Безработные - трудоспособные граждане, которые по не зависящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу и которым эта служба не может предложить подходящую работу. В случае невозможности предоставления подходящей работы безработным может быть предложено пройти профессиональную подготовку или переподготовку, повысить квалификацию.

Порядок регистрации граждан в качестве безработных определяется законами.Нельзя безработицу считать только экономическим явлением. Она непосредственно зависит от экономических преобразований, проводимых политической властью в стране. Если структурные изменения экономики носят непродуманный характер и властью допускаются много пагубных для экономики ошибок, то безработица в условиях закрытия большого числа предприятий принимает повсеместный и катастрофический характер. Налоговая политика влияет на жизнеспособность предприятий, а значит, и на безработицу. При стабилизации политической жизни и создании условий для благоприятного развития экономики острота проблемы безработицы будет снята.

Вопросы для закрепления изученного материала:1. Что такое экономический цикл?2. Объясните значение названий форм безработицы: фрикционная, структурная и циклическая.3. Что такое естественный уровень безработицы?4. Каковы причины существования естественного уровня безработицы?5. Что означает "застывание" рынка труда, с чем это явление связано?6. Какие факторы влияют на повышение естественного уровня безработицы?