Как можно объяснить, что раньше стоимость проезда в московском трамвае, троллейбусе и автобусе была различной (проезд на трамвае стоил 3 копейки, проезд в троллейбусе . 4 копейки, а в автобусе . 5 копеек), а сегодня стоимость проезда во всех указанных видах наземного транспорта одинакова?
(10 класс)
1. При советской власти тарифы на электроэнергию были значительно ниже, чем на бензин и дизтопливо. По законам физики затраты электроэнергии на рельсовом транспорте меньше, чем на колесном. Разница в ценах на проезд отражала реальную разницу в затратах на производство услуги по перевозке.
2. Сегодня общественный транспорт в Москве убыточен, кроме того, выровнялись затраты на электро- и автотранспорт (затраты на электроэнергию догнали затраты на бензин и дизтопливо). Даже если себестоимость перевозки, например, в трамвае реально меньше, чем в автобусе, с помощью единых цен правительство Москвы уменьшает свои затраты на субсидирование транспорта.
3. Почему стал убыточен транспорт?
a. рост затрат (в первую очередь, на топливо и энергию) слишком велик, чтобы переложить его полностью на плечи пассажиров;
b. наиболее платежеспособные слои населения обзавелись личным транспортом, а в общественном транспорте ездят только пионеры и пенсионеры.