economicus.ru



Ресурсы по теме "Общественное развитие и его показатели."

Сколько тратят россияне
Автор: Сергей Рыбак, Борис Грозовский
Источник: Ведомости, 21 января 2003

Сколько тратят россияне

Оценки Госкомстата и маркетологов отличаются в разы

Потребительский рынок в России развивается гораздо быстрее экспортных отраслей, считает маркетинговое агентство Interactive research group (IRG). По уровню расходов, рассчитанному на основе индекса BigMac, россияне даже умудрились обогнать Чехию и Польшу и скоро догонят Португалию.

В своих последних экономических докладах IRG доказывает, что Госкомстат сильно недооценивает траты россиян. Маркетологи оценивают объем потребительских рынков (алкоголь, бытовая техника и электроника, табак, сотовая связь, транспортные услуги, фармацевтика и парфюмерия и др. ) на основании не только официальных данных, но и публикаций в прессе. Госкомстат оценивает траты россиян в 2001 г. по обследованным IRG сегментам в $30,3 млрд (22,5% потребительских расходов) , а само агентство - в $80 - 90 млрд. Суммарная оценка IRG потребительского рынка в 2001 г. - $240 млрд.

Госкомстат полагает, что в 2002 г. рынок потребительских товаров вырос всего на 9%. А проведенные IRG опросы таких компаний, как Mars, Pepsi-Cola, Sun-Interbrew и др. , показывают увеличение их оборотов минимум на 20%. Маркетологи посчитали, что за прошлый год потребительский рынок в России в целом вырос на 13 - 15% - примерно до $275 млрд.

Аналитик IRG Александр Уточкин дает несколько объяснений выявленному феномену. Во-первых, Госкомстат лучше оценивает работу промышленных предприятий, чем компаний, занятых торговлей и услугами. Во-вторых, на потребрынке низок уровень концентрации, а небольшие компании и индивидуальные предприниматели скрывают от власти изрядную часть своих доходов.

Если верить оценкам IRG, получается, что по уровню жизни россияне уже почти догнали поляков и чехов. Год назад расходы составляли в России $1660 на душу населения, а в Чехии - $2800. При сохранении нынешних темпов роста рынка, считает Уточкин, мы догоним чехов за три-четыре года, а португальцев с их доходом в $7500 на человека - за 10 - 11 лет. Измерение благосостояния соотечественников индексом BigMac (индекс журнала The Economist сопоставляет расходы жителей разных стран с учетом местной цены сэндвичей от McDonald's) вообще показывает, что чехов мы уже обогнали, а скоро догоним и Португалию. Еще один важный вывод IRG: ВВП России сильно недооценен, а примерно с 70% доходов населения до сих пор не выплачивается подоходный налог.

Специализирующаяся на оценке потребрынка компания "Бизнес Аналитика" полагает, что если эксперты IRG и ошибаются - то не сильно. По "Бизнес Аналитике", доходы граждан в 2002 г. составили $271 млрд, из которых $112 млрд потрачены на еду и напитки, $88 млрд - на одежду и товары длительного пользования, $41 млрд - на оплату услуг, а $30 млрд ушло в сбережения. Гендиректор российского отделения маркетингового агентства GfK Александр Демидов соглашается, что москвичи богаче пражан на 20% , но в целом, говорит он, доходы чехов вдвое больше, чем у россиян.

"Мы считаем, что особенно серьезно Госкомстат недооценивает рост потребительских услуг, - говорит главный экономист ИК "Тройка Диалог " Евгений Гавриленков. - Не может такого быть, что доходы людей выросли на 9% , а объем услуг не растет". По официальной статистике, в 2002 г. расходы населения на транспорт снизились на 4%. В то же время занятость на малых предприятиях, предоставляющих транспортные услуги, выросла на 13%.

Большинство экономистов, однако, считают, что оценки IRG несколько преувеличены. "Я думаю, что статистики недооценивают потребрынок на 25 - 30% , - говорит бывший министр экономики Евгений Ясин. - Малые торговые предприятия могут скрыть от государства 80 - 100% своих доходов, но супер- и гипермаркеты - максимум 7 - 10% ". "Слишком радикальные цифры: утаить такие объемы нереально", - соглашается аналитик МДМ-банка Кирилл Тремасов. Госкомстат недооценивает рынок минимум на 20% , но никак не на 80% , думает содиректор Brunswick UBS Warburg Денис Родионов. Если верить, что средняя зарплата в России всего $150 - 180, то получается, что "только на сотовую связь мы тратим 10 - 20% доходов, чего быть не может, а цифрам сотовых компаний надо верить", говорит Родионов.