economicus.ru



Ресурсы по теме "Дифференциация доходов."

Средний класс копит деньги
Автор: Светлана Петрова, Павел Миледин
Источник: Ведомости, 18 июля 2003

Средний класс копит деньги

Россияне пытаются откладывать 25% своих доходов

У финансистов, которые хотят работать с деньгами населения, появился повод для радости. Оказывается, среднему классу удается откладывать до 25% своих доходов. Правда, добраться до этих денег финансовым структурам будет непросто - заставить свои сбережения работать пытаются лишь 6% россиян. Таковы результаты опроса, проведенного ГФК "Русь" по заказу "Ингосстраха".

Опрос проводился в мае 2003 г. в 44 крупнейших городах среди лиц с ежемесячным доходом более $250 на члена семьи. Было опрошено 2073 респондента, при этом выделены три группы: с доходом $250 - 300, $300 - 500 и более $500. В среднем по выборке 40% откладывают деньги от случая к случаю, 31% стараются делать это регулярно (среди высокодоходной группы - 34% и 50% ), остальные 29% тратят все, что получают.

По данным опроса, в среднем российской семье удается откладывать 20,2% ежемесячного дохода. С ростом дохода накопления растут: от 19,1% в низкодоходной группе до 25,4% - в высокодоходной.

Финансистов результаты опроса порадовали. "[25% ] это очень высокая доля сбережений, значит, нам есть с чем работать, - говорит главный управляющий директор УК "Альфа-капитал" Анатолий Милюков. - По этому показателю мы сравнимы с Японией, где норма сбережений - одна из самых высоких в мире, около 34% ".

В то же время Милюков расценивает итоги опроса как подтверждение того, что население не рассчитывает на социальные гарантии и "вынуждено заботиться о себе само". Это подтверждается тем, что главной причиной (46,2% ), заставляющей россиян копить, причем независимо от уровня дохода, является "просто чтобы были деньги".

Второй по популярности ответ (43,4% ) - "на крупную покупку". Эксперты объясняют это преобладанием в обществе потребительского поведения. Но доходы большинства россиян невысоки, и им приходится несколько месяцев откладывать на холодильник или телевизор. Милюков видит в этом большой потенциал для развития потребительского кредитования.

Финансисты практически всех мастей увидели в результатах опроса поле для деятельности. Например, лидерство "нецелевых" накоплений - "просто чтобы было", по мнению директора управления планово-экономического департамента Банка Москвы Александра Пенкина, говорит о том, что у банков "очень высокий" потенциал по привлечению средств населения.

Но на откладываемые россиянами деньги имеют виды не только банкиры.

Замдиректора информационно-аналитического центра "Ингосстраха" Алексей Зубец отмечает, что большинство причин, заставляющих людей копить - на образование, поддержку детей, на случай болезни или несчастного случая, на старость, - "имеет страховое назначение". Он надеется, что со временем откладывание денег вытеснится рисковыми и накопительными видами страхования. "Пока люди бедны, сбережения играют для них роль универсального накопительного и одновременного страхового инструмента, - говорит Зубец. - Но, как показывают наши исследования, с ростом доходов происходит их разделение и резко растет спрос на страховые услуги".

Гендиректор Национальной страховой лиги Юрий Решетняк уверен, что клиентами страховщиков могут стать еще и те, кто откладывает деньги просто так. "То, что почти половина [опрошенных] копит без конкретной цели, должно их подтолкнуть к долгосрочным вложениям", - считает он.

А Милюков из "Альфа-капитала" уверен, что россиянам будут интересны и инвестиционные продукты: "Люди консервативны, и наша задача понять причины накоплений и предложить потребителю такую инвестиционную стратегию, которая позволяет с минимальным риском накопить деньги на поставленные цели и приумножить сбережения".

Впрочем, задача эта не из легких: "получение дополнительного дохода" - одна из последних причин, заставляющих россиян копить (всего 6% ). Главный исполнительный директор ФК "НИКойл" Владимир Рыскин винит в этом профучастников финансового рынка: "Спрос нужно формировать, разъяснять значение инвестиционных продуктов для эффективного управления накоплениями".

Зубец из "Ингосстраха" надеется, что инвестиционный рынок будет развиваться с ростом доходов населения. Итоги опроса подтверждают этот вывод: только высокодоходная группа имеет "жизненную установку", что деньги должны приносить доход, отмечает Пенкин. Но пока такие атрибуты цивилизованного рынка, как акции, облигации и паи, для рядового населения остаются экзотическими инструментами, говорит начальник управления по связям с общественностью банка "УралСиб" Сергей Лобанов.