economicus.ru



Ресурсы по теме "Общественное развитие и его причины"

Материалы по теме "Современное предпринимательство.Этика бизнесмена".
Автор: И. Новосельский.
Источник: Учитель.ru.

Виды предпринимательской деятельности.

В международной практике предпринимательство принято называть бизнесом. Вот одно из его наиболее полных определений из американского школьного учебника: "Бизнес - это система любых законных видов деятельности, направленных личностью, владеющей капиталом, на выпуск и реализацию товаров, работ и услуг, необходимых потребителям, с целью достижения личного обогащения и независимости".

Каким только бизнесом не занимаются люди в условиях рыночной экономики. Но все виды бизнеса условно можно разделить на три главных: производственная деятельность, коммерция и финансы.

Под производственной деятельностью в широком смысле слова понимается создание ради удовлетворения рыночного спроса самых разных товаров и услуг.

Прибыль производителя произрастает из разницы между издержками производства и денежной выручкой от сбыта товаров и услуг.

Коммерция, по-другому торговля, подразумевает посреднические операции торговца, который закупает оптом товар там, где спрос на него мал и мала рыночная цена, чтобы доставить на другой рынок, где спрос велик и цена значительно выше. Таким образом, прибыль торговца получается из разницы рыночных цен.

Смысл финансового бизнеса в том, что деньги являются могучим фактором производства, весьма дефицитным экономическим ресурсом. Финансисты, банкиры предлагают деньги в кредит фирмам, правительствам, частным лицам. При этом источником денег являются вкладчики. Банки распоряжаются вкладами, получая прибыль в виде процентов от выданных кредитов. Их прибыль складывается из разницы между суммой денег, полученных от бравших кредит предпринимателей, и суммой, возвращенной вкладчикам.

Главная экономическая ячейка общества - предприятие. Каждое предприятие является юридическим лицом, владеет производственной базой. Располагает территорией, коммуникациями, строениями, оборудованием, финансами и, главное, персоналом (администрация и трудовой коллектив).

Предприятие действует в условиях рынка и участвует в конкурентной борьбе с другими подобными предприятиями. Что позволяет предприятию успешно функционировать?

Грамотная экономическая деятельность: предприятие должно за счет денежной выручки от реализации продукции покрыть все свои издержки и получить прибыль, достаточную для совершенствования качества и увеличения производства своих товаров, если на них продолжается спрос. Предприятию крайне важно, с одной стороны, работать эффективно, с другой - проводить мудрую ценовую политику. Цена на изготовленную продукцию определяется на рынке по законам спроса и предложения. Предприятие само решает: будет ли оно производить продукцию ради продажи по такой цене. Предприятие может повысить качество своих товаров. Это увеличит спрос на них, что поднимет цену на продукцию, увеличит сбыт и полученную прибыль.

Важнейшим экономическим показателем, определяющим успех деятельности предприятия, является себестоимость продукции, другими словами, издержки на производство и зарплату. Правильно вычислить издержки - значит точно определить приемлемую цену для своей продукции.

Перечислим основные составляющие себестоимости. Это материалы, комплектующие детали, стоимость электроэнергии и бизнеса, запчасти для оборудования, затраты на канализацию, стоимость износа оборудования, заработная плата персонала. Разница между себестоимостью, то есть издержками предприятия, и его итоговой денежной выручкой - прибылью - это важнейший экономический показатель. Если бизнес не приносит прибыли, то это уже не бизнес. Следовательно, смысл экономической деятельности любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики и конкурентной борьбы, получение прибыли.

Еще в начале ХХ в. никто не слышал терминов менеджмент и маркетинг. Сегодня их содержание вбирает в себя суть современных экономических отношений и понятно любому экономически грамотному человеку. Наверное, их не раз слышали наши школьники. Попробуем кратко раскрыть содержание этих понятий.

Менеджмент - теория и практика управления персоналом. Слово менеджер в переводе на русский язык означает управляющий или управленец. Но дословный перевод не раскрывает сути. Менеджеры появились на Западе в середине ХХ в., когда стало ясно, что наследники великих предпринимателей начала индустриальной эры оказались совершенно неспособными руководить огромными, доставшимися им в наследство компаниями. Появилась новая традиция: нанимать управляющих - менеджеров, самых талантливых и опытных профессионалов, которым доверялось руководство семейным бизнесом. Естественно, наука получила социальный заказ: разработать теорию грамотного управления - менеджмент.

Менеджеры не имеют дела со станками, технологиями, сырьем или товарами. Их задача - организовать и обустроить лучшим образом людей, которые имеют дело со всем, что перечислено выше и еще с многим другим.

Современный менеджмент - серьезная наука. Поговорим о некоторых ее положениях, необходимых в практике бизнеса.

Любая бизнес-операция требует тщательной подготовки и грамотного проведения. Этому и учит менеджмент. Проследим этапы бизнес-операции. Фирма, решившая наладить производство товаров и услуг, должна:

Выбрать цель, то есть определить свою нишу в рынке, найти общественную потребность, которую фирма может с выгодой для себя удовлетворить.

Определить стратегию действия, то есть решить, где, какими силами, кого привлекая или обгоняя, фирма будет налаживать производство и сбыт.

Составить бизнес-план, в котором необходимо определиться с объемами производства и реализации продукции, примерно вычислить возможные издержки и денежную выручку, продумать состав и количество занятых сотрудников.

Подготовить бизнес-проект и довести его в необходимом объеме до каждого сотрудника, чтобы все знали свои конкретные обязанности, объемы, сроки и технологии.

Обеспечить на самом высоком уровне мотивацию, то есть объяснить каждому сотруднику фирмы его личную заинтересованность в успехе данной бизнес-операции.

После начала работы по данному проекту постоянно координировать действия всех подразделений фирмы, оперативно ликвидируя диспропорции или прямые ошибки в работе.

Систематически фиксировать весь ход работы, то есть обеспечить строгий учет, без которого не возможен объективный анализ положения дел.

Руководство фирмы должно обеспечить контроль над правильностью информации, поступающей к нему из низовых звеньев.

Соблюдая эти этапы менеджмента, руководство фирмы может избежать грубых и дорогостоящих ошибок.

Другим важнейшим понятием является маркетинг - комплексная система действий фирмы в борьбе за нишу и долю рынка. Основателем маркетинга стала одна знаменитая канадская фирма. Название ее сегодня известно всем. Это "Макдоналдс". В начале ХХ в. эта фирма испытывала большие трудности со сбытом продукции в условиях сильной конкуренции на рынке продовольствия. Тогда каждый сотрудник фирмы написал по сто писем жителям своего города, взяв адреса из телефонного справочника. В письмах был один вопрос: "Что бы вы хотели купить у нас? Наша цель - помогать вам". Так как письма были написаны конкретным людям и от руки, очень многие уважающие себя и других горожане написали ответы. Оказалось, что многие страдают от того, что им негде поесть в обед из-за отсутствия времени. Так одновременно появились знаменитые закусочные "Макдоналдс" и маркетинг.

В любой фирме, занимающейся масштабным бизнесом, самые молодые, талантливые и высокооплачиваемые люди работают в отделе маркетинга. Работают много и грамотно. Маркетинг - это наука, которая позволяет опытным маркетологам не только заранее вычислить спрос на те или иные товары, но также умело и тактично этот спрос создать. При этом важнейшую роль играет реклама. У нее благородная задача. Большинство людей, приходя на рынок товаров, не в состоянии из множества предлагаемых изделий выбрать те, которые лучше всего подошли бы им по качеству и цене. Фирма, товары которой обладают конкретными преимуществами, может их не реализовать, если ее собственная реклама не сумеет доказать эти преимущества потенциальному клиенту.

Реклама - дело тонкое и по силам исключительно профессионалам. Создатели рекламы не имеют права:

Унижать товары других производителей.

Приписывать своим изделиям несуществующие достоинства.

Опираться на низменные наклонности человека, на расовую ненависть или религиозную вражду.

Выпускать безграмотную и неэтичную рекламу.

Существует "золотое правило" рекламы: "Дешевую и бездарную рекламу оплачивает торговец, а дорогую и талантливую - покупатель".

Этика современного предпринимательства

В современном российском бизнесе столько примеров человеческой непорядочности, действий криминальных или близких к ним структур, что молодежи может показаться это нормой. Это и опасно, и неправильно. Опыт мирового экономического развития показывает, что нет ни одной серьезной фирмы, бизнес которой строится на обмане клиентов и партнеров. Постепенно в мире бизнеса выработались нормы этики предпринимательства, без соблюдения которых не может быть шансов на успех. Вот некоторые из них:

Как бы ни было выгодно скрыть правду, имидж честного бизнесмена стоит дороже.

Нет хуже беды, чем пообещать и не выполнить свое обещание.

Организованность, пунктуальность, обязательность во всем - признак профессионализма.

Только тот победит, кто ищет, чем помочь людям. Деньги они принесут сами.

Только коллектив соратников может справиться с любой задачей. Толпе случайных людей это не под силу.

Труднее всего найти и научить пятерых главных помощников. Остальных научат они.

Твои заместители должны лучше тебя разбираться в своем деле.