_ Economicus.Ru - Инфотека - ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Галерея экономистов
economicus.ru



Ресурсы по теме "Тема 3. Функционирование рынка"

МИФЫ ЭКОНОМИКИ: Наручники для невидимой руки
Автор: Сергей Гуриев
Источник: Ведомости, 09 июня 2003

МИФЫ ЭКОНОМИКИ: Наручники для невидимой руки

Политические идеи, которые звучат в разговорах за чашкой чая или в программах партий, часто основаны на мифах об экономике. Данная статья - пятая в серии, призванной развеять такие мифы. Сегодняшняя тема - роль государства в рыночной экономике.

Еще со времен Адама Смита известно, что при прочих равных "невидимая рука" рынка позволяет добиваться эффективного распределения ресурсов, даже если каждый отдельный предприниматель или потребитель заботится лишь о своем благополучии. Вот и проект программы развития России на среднесрочную перспективу исходит из "презумпции нецелесообразности государственного вмешательства в экономику".

Политикам и экономистам удалось придумать много причин, оправдывающих вмешательство государства в экономику. С другой стороны, очевидно, что вследствие неэффективности госаппарата это вмешательство может обойтись экономике очень дорого, поэтому необходимо точно представлять себе, насколько такое вмешательство обосновано в каждом конкретном случае. Ответ на этот вопрос зависит от уровня развития технологии, институтов исполнения контрактов, эффективности государства и поэтому может быть разным в разных странах или на разных стадиях развития экономики.

Маяки для блага

Основное обоснование государственного вмешательства в экономику - наличие общественных благ, т. е. товаров и услуг, которые частный сектор предоставлять не в состоянии. Одно из ключевых свойств общественного блага - "неисключаемость", т. е. невозможность запретить потребителям пользоваться данным благом. Неисключаемость не позволяет собирать плату за потребление таких товаров и услуг, поэтому частный предприниматель не может окупить свои издержки на их производство. Например, армия в равной мере обеспечивает безопасность всех жителей страны вне зависимости от того, платят они за это или нет.

Впрочем, противники невидимой руки часто считают неисключаемыми те товары, которые таковыми не являются. В качестве примера общественного блага многие экономисты (включая нобелевского лауреата Пола Самуэльсона, автора знаменитого учебника экономики) приводят услуги маяка, полагая, что маяк не может собирать плату за свои услуги с проходящих мимо кораблей. Однако, как было указано в классической работе Рональда Коуза (также нобелевского лауреата по экономике) , на протяжении столетий маяки в Великобритании находились в частной собственности и их владельцы успешно справлялись с задачей сбора с кораблей платы за услуги.

Развитие технологий снижает издержки сбора средств и тем самым сокращает круг "неисключаемых" благ. Например, автомобильные дороги вышли из их числа. Современные технологии позволяют не только распознавать автомобиль и автоматически собирать плату за проезд, но и варьировать плату за отдельные участки дороги в разное время дня в зависимости от плотности транспортных потоков. В Сингапуре и Лондоне удалось существенно уменьшить пробки, взимая плату за въезд в центр города, а в Южной Калифорнии - снизить плотность трафика на автострадах, изменяя плату за специальные "быстрые" полосы движения каждые 6 минут. При этом удельные издержки настолько низки, что удается с лихвой окупать расходы. Например, в Лондоне плата за въезд в центральную часть города составляет 5 фунтов, при этом уже через месяц после введения новых правил пробки уменьшились на 20% , а средняя скорость движения в центре выросла более чем в два раза. Хотя и в Лондоне, и в Сингапуре оператором является государство, нет никаких причин полагать, что эту деятельность нельзя поручить частной компании, например продав операторскую лицензию с аукциона.

Социальные предпочтения также не являются препятствием к предоставлению "общественных" благ частными компаниями. Например, пригородные железнодорожные перевозки рассматриваются как общественное благо и субсидируются государством. Однако во многих странах пригородные перевозки осуществляются частными операторами, которые получают лицензию на аукционе заявок на минимальную субсидию.

Чистый воздух

Другое обоснование госвмешательства в экономику - наличие так называемых экстерналий (или внешних эффектов) , классическим примером которых является загрязнение окружающей среды. Предприятия, выбрасывающие в атмосферу вредные газы, не заботятся о состоянии озонового слоя - для них это всего лишь побочный эффект производства, не влияющий на прибыль компании. Может ли невидимая рука поправить стимулы предпринимателей в этом случае?

Последователи госвмешательства предпочтут рассчитать для каждого предприятия оптимальный с точки зрения общества уровень выбросов. Однако гораздо эффективнее развязать руки рынку и ввести возможность торговать квотами на выбросы. Те предприятия, которые могут сократить выбросы без существенного ущерба для производства, получат стимулы снизить уровень загрязнения и передать свою квоту другим предприятиям, которым сокращение выбросов обошлось бы слишком дорого. Эта идея, реализованная в последние десятилетия в некоторых штатах США, лежит и в основе Киотского протокола. Страны, подписавшие протокол, договорились организовать глобальный рынок квот на производство парниковых газов. Роль государств заключается не в предоставлении общественного блага - чистого воздуха, а в создании условий для вовлечения его в рыночный оборот. Возникновение глобального рынка выбросов, в свою очередь, приведет не только к снижению выбросов, но к созданию эффективных стимулов для инвестиций в более экологически безопасные технологии.

Помочь невидимой

И все же есть услуги, которые частные предприниматели предоставить действительно не в состоянии. К их числу относятся так называемые рыночные институты: обеспечение прав собственности, обеспечение выполнения контрактов и особенно поддержка конкуренции. Эти блага действительно трудно предоставлять за плату. От развития конкуренции и снижения барьеров на конкретном рынке выигрывают потенциальные производители, которые только собираются войти на рынок, и потребители, которые организованы гораздо хуже производителей (вследствие высоких издержек координации). Им противостоят уже присутствующие на рынке предприниматели, которые, естественно, не заинтересованы в усилении конкуренции.

Главная проблема рыночной экономики заключается в том, что состояние честной и открытой конкуренции на рынке - ключевое условие успеха невидимой руки - не обязательно является равновесным в долгосрочной перспективе. Наиболее эффективные фирмы вытесняют остальных, после чего приобретают такую власть, что изменяют правила игры в свою пользу и ограничивают вход на рынок потенциальных конкурентов. Как это ни парадоксально, жертвой конкурентной борьбы в конце концов может стать и сама конкуренция.

Как и во времена Адама Смита, в большинстве ситуаций невидимая рука рынка эффективно защищает интересы общества. Однако, как и прежде, невидимая рука сама нуждается в защите. Роль государства и общества заключается как раз в том, чтобы поддерживать и защищать невидимую руку рынка от неизбежных попыток ограничить ее возможности.

Автор - проректор Российской экономической школы

-


+