1. В результате рекламной кампании население стало предпочитать кока-колу квасу. Что произойдет с кривой спроса на квас?
Ответ. Предпочитая кока-колу квасу, люди стали меньше пить квас. Следовательно, спрос на квас уменьшился. Графически это иллюстрируется сдвигом кривой спроса на квас влево.
2. А что при том же условии случится со спросом на кока-колу?
Ответ. Реклама обычно увеличивает спрос на рекламируемый товар; в этих целях она и используется. Следовательно, кривая спроса на кока-колу сдвинется вправо. Это значит, что даже при постоянстве цены количество покупаемых за определенный период времени бутылок кока-колы возрастет.
3. Как изменится спрос на красную икру при увеличении доходов населения?
Ответ. Красная икра . это нормальный товар, следовательно, спрос на нее возрастет с ростом доходов потребителей. Кривая спроса на красную икру переместится вправо.
4. А что случится с кривой спроса на перловую крупу с ростом доходов потребителей?
Ответ. Перловая крупа . товар низшей категории, следовательно, с увеличением доходов потребители сократят ее потребление, переключившись на более ценные блага. Кривая спроса на перловую крупу переместится влево аналогично кривой спроса на квас.
5.Что произойдет со спросом на соль при изменении доходов населения?
Ответ. Изменение доходов потребителей вряд ли окажет какое-либо воздействие на потребление ими соли. Спрос на соль не изменится, и кривая спроса останется прежней.
6. А что может переместить кривую спроса на соль? Ответ. Спрос на соль может возрасти в июле-августе в связи с тем, что в этот период домашние хозяйки осуществляют консервирование и засолку огурцов, помидоров, кабачков, капусты и прочих овощей. Следовательно, соли будет потребляться больше. Это отразится в сдвиге кривой спроса на соль вправо в данный период времени.
7. Приведите примеры взаимозаменяемых благ.
Ответ. Пепси-кола и кока-кола; кекс и бисквит; отдых в Ялте и отдых в Сочи; букет роз и букет лилий; джинсы фирмы .Levi's. и джинсы фирмы .Wrangler.; автомобиль .Вольво. и автомобиль .Мерседес.. Это . примеры благ, которые для многих потребителей являются абсолютно взаимозаменяемыми. Вопрос о степени взаимозаменяемости благ . вопрос субъективный: его разрешение зависит от вкусов и предпочтений каждого индивидуального потребителя.
8. Что случится с кривой спроса на баранину при значительном удорожании говядины и свинины?
Ответ. При удорожании говядины и свинины величина спроса на эти виды мяса уменьшится в соответствии с законом спроса. Для того чтобы сохранить уровень потребления мяса, люди начнут покупать больше баранины, цена которой не изменилась и которая, следовательно, стала относительно более дешевым видом мяса. Таким образом, спрос на баранину возрастет и кривая спроса сдвинется вправо.
9. Приведите примеры взаимодополняющих благ.
Ответ. Теннисный мяч и теннисные ракетки; кеды и шнурки; видеомагнитофон и видеокассеты; проигрыватель и пластинки. Здесь опять следует обратить внимание на то, что степень взаимодополняемости благ в потреблении может быть различной. Пример абсолютной взаимодополняемости . правая перчатка и левая перчатка или правый и левый ботинок. Если вы потеряли левую перчатку или протерли левый ботинок, то их правых .братьев. придется выбросить. Здесь потребление одного невозможно без потребления другого.
10. Что случится со спросом на автомобили при резком повышении цены на бензин?
Ответ. Когда в начале 70-х годов картель ОПЕК резко увеличил цены на нефть и в силу этого подорожал бензин, автомобильные компании США испытали серьезный экономический кризис, так как спрос на их продукцию катастрофически упал.
11. Предложите учащимся порассуждать о том, эластичным или неэластичным будет спрос на следующие товары:
- а) браслеты с бриллиантами . спрос очень эластичен, так как это . предмет роскоши. Наша потребность в данном товаре не очень велика, поэтому при любом повышении цены спрос на это благо резко сократится;
- б) соль . спрос неэластичен, так как это . товар первой необходимости. Даже если цена соли сильно возрастет, мы не станем есть пресную пищу;
- в) сигареты вообще и сигареты .Ява.. Спрос на сигареты вообще очень неэластичен, так как курильщику трудно бросить курить даже тогда, когда цены на сигареты возрастут весьма значительно. Спрос на сигареты .Ява. гораздо более эластичен. Действительно, если .Ява. сильно подорожает, курильщик сможет переключиться на курение сигарет других видов, например .LM. или .Kent..
12. Если эластичность спроса по цене на видеокамеры равна - 3, то каково будет процентное изменение объема спроса на них, которое последует после десятипроцентного увеличения цены?
Ответ. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при однопроцентном изменении цены. В данном случае если цена увеличится на 1%, то величина спроса уменьшится на 3% (ЭСЦ = .3 по условию задачи). Если же цена увеличится на 10%, то величина спроса уменьшится на 30%: -3*-10% = -30%.