_ Economicus.Ru - Инфотека - ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Галерея экономистов
economicus.ru



Ресурсы по теме "Тема 24. Теория фирмы: издержки и производство"

Развитие малого бизнеса: опыт столетий. Россия интересуется достижениями итальянских промышленных ок
Автор: Никита ЕРМАКОВ
Источник: Журнал .Европа., 2003

Развитие малого бизнеса: опыт столетий. Россия интересуется достижениями итальянских промышленных округов

Никита ЕРМАКОВ

Итальянцы рождены, чтобы быть, между прочими, купцами и ремесленниками. Столетие за столетием эта благодатная земля давала подлунному миру несравненные изделия, которые развозились и продавались повсюду ловкими торговцами.

Сейчас романтические времена караванных путей, просмоленных пузатых парусников и мастерских, где создавались уникальные изделия, остались лишь в старинных книгах да в приключенческих костюмированных фильмах. Но этот дух жив в современных итальянцах, хотя реалии нашего времени, глобализация и прочие прелести экономической и торговой жизни диктуют свои законы, к которым, если хочешь выжить, надо уметь приспособиться и подмять под себя любые обстоятельства. Итальянцы это делать тоже умеют.

Что в имени тебе моем.

Один из итальянских торгово-промышленных шедевров, родившийся стихийно и без некоего общего замысла, называется до безобразия скучным термином .промышленные округа.. Явление это не новое, ему в разных видах уже сотни лет.

Названия обманчивы. Никакого отношения к административному устройству, к бюрократическим структурам это оригинальное явление не имеет. Суть дела в следующем.

Основа итальянской промышленности и экономики в целом . малые и средние предприятия. В стране, конечно, есть гиганты европейского и мирового масштабов, но вся ткань экономической жизни состоит как раз из небольших фирм, мастерских, заводиков, тесно переплетенных друг с другом. Особенностью их развития была узкая специализация отдельных территорий на конкретном производстве. Часто на крошечном пятачке расцветало созвездие маленьких предприятий, выпускавших сходную продукцию . одежду, посуду, шкафы, детали для станков. Это приводило к острейшей конкуренции, головокружительным технологическим успехам, приемлемым ценам и несравненному качеству. Почему, например, итальянская обувь во всем мире считается лучшей?

Но итальянский предпринимательский ум инстинктивно смотрит дальше удушения конкурента и занятия господствующего положения на рынке. Взгляд этих людей гораздо масштабнее маленьких предприятий, которые они создали. Постепенно они образовали то, что и названо промышленными округами, своего рода кооперативные, неформальные объединения, работающие на определенной территории малых и средних предприятий одной отрасли. Сохраняя свою самостоятельность, оставаясь конкурентами на местном рынке, они объединяют ресурсы для выполнения интересующих всех их видов деятельности, которые самостоятельно потянуть не могут. Это и маркетинговые исследования, и технологические разработки, и некоторые производственные этапы, и выход на внешний рынок, и многое другое.

Небольшому предприятию, где трудятся два-три десятка человек, не под силу самому наладить экспорт продукции в некую зарубежную страну. Для этого надо изучить рынок на месте, наладить связи и, начав торговлю, отслеживать процесс, решать возникающие проблемы. Нужны деньги, специалисты, опыт. Зато, объединившись в группу, небольшие компании могут делать эту работу коллективно, выходить на внешние рынки совместными усилиями. Не случайно за последнее 10-летие доля малых и средних предприятий в итальянских инвестициях за рубежом возросла с 35 до 60 процентов!

То же самое относится к другим важным областям деятельности фирм.

Так, итальянские промышленные округа научились сочетать преимущества малого предприятия, прежде всего его гибкость, с возможностями предприятия крупного, например возможность мобилизовать ресурсы для решения солидных задач.

Цифры и факты

В Италии таких промышленных округов сейчас насчитывается 199. Большая часть их сосредоточена на северо-востоке, в центре и на северо-западе страны, в северной части проживают и подавляющее большинство работников, занятых на входящих в них предприятиях. При этом больше всего (21 процент общего числа) действует в области Ломбардия, но наиболее значимым и, можно сказать, во всех отношениях показательным это явление стало в скромной области Марке на берегу Адриатики. Достаточно сказать, что они обеспечивают занятость 83 процентам жителей области, работающим в обрабатывающей промышленности.

Само производство в промышленных округах весьма разнообразно. Большая часть жителей (почти 35 процентов) работает в текстильной промышленности и изготовлении одежды, за ними следуют производители товаров для дома (мебель, кафель и другие стройматериалы, стекло, керамика и прочее), машиностроение, кожевенная и обувная промышленность. Поменьше оказывается округов, которые специализируются на продовольственной сфере, полиграфии, изделиях из резины и пластика, ювелирном деле, но есть и такие, которые занимаются высокими технологиями и даже. металлургией.

Трудно переоценить важность промышленных округов для занятости и экспортных возможностей Италии.

В общей сложности там работают более 2 миллионов человек, почти половина (45 процентов) людей заняты в обрабатывающих отраслях. Так, 66 процентов работников итальянской кожевенной промышленности трудятся в таких округах, 62 процента текстильщиков, 52 процента изготовителей музыкальных инструментов и даже 41 процент машиностроителей. Впечатляют и данные, относящиеся к внешней торговле: 43,3 процента итальянского экспорта произведено в этих округах (данные за 1996 г.). А по многим позициям они обеспечивают больше половины экспортных поставок страны. Это касается мебели, кожевенных изделий, текстиля, обработки неметаллического сырья, одежды, металлоизделий.

Как бы ни была действенна эта модель, какую бы историю за плечами не имела, современность не прощает самоуспокоенности. В последнее время возможности и опыт промышленных округов стали дополняться деятельностью как местных органов власти, прежде всего областей, так и правительства.

Области стали активно подключаться к работе промышленных округов, становясь как посредником в их связях со всей экономической инфраструктурой на местах, за пределами округа, так и опорой в продвижении за границей. Пример здесь опять же показала область Марке. А Ломбардия как самая богатая и развитая область страны стала образовывать сеть представительств за рубежом . в мире их уже действует 25.

Что касается правительственных органов власти, то продвижение промышленных округов совпало с курсом на интернационализацию итальянской экономики. С этой целью все государственные службы, имеющие отношение к этой работе, объединяются в единый кулак под руководством посольства . представительств Института внешней торговли, Национального управления по туризму, других организаций и учреждений. Попадают в эту сеть и промышленные округа, которые оказываются в состоянии, опираясь на такие прочные тылы, продвигаться на новые рынки.

Вперед, в Россию!

Россия в этом отношении, в глазах Италии, оказывается в числе пилотных направлений наряду с Хорватией, Финляндией и немногими другими. Образована двусторонняя итало-российская группа по промышленным округам.

Тут интерес двоякий и взаимный, объясняли мне специалисты из МИД Италии.

Итальянские промышленные округа, выходя на незнакомый, далекий и несколько пугающий российский рынок, готовы воспроизводить на месте свою систему, вместе действовать в России по уже отлаженной в Италии схеме, без разрыва имеющейся производственной цепи. Это, считает итальянская сторона, . единственный для небольших предприятий способ работать, инвестировать в России: каждый по отдельности не сможет. Без этого Италия останется простым экспортером готовой продукции, но не инвестором. Однако чистой торговли в нынешнее время слишком мало.

Российская сторона принимает такую логику и готова взаимодействовать по этой схеме с итальянским малым бизнесом. Уже есть первые контакты, причем наиболее активной с итальянской стороны оказалась опять же область Марке. Иными словами, препятствий для воспроизводства итальянцами своей системы промышленных округов в России нет. Но в России проявляется интерес и к опыту итальянцев по развитию собственного малого бизнеса, находящегося на российской территории в далеко не блестящем состоянии.

. Россия хотела бы применить эту модель для своих малых и средних предприятий, Италия хочет экспортировать собственную модель для работы за границей, . обобщил положение дел один из высокопоставленных чиновников МИД Италии. . Эти две задачи решаются одновременно и параллельно.

В принципе уже имеющийся опыт позволяет интернационализировать систему производства по схеме промышленного округа, обеспечивать разделение труда на международном уровне. Так, часть итальянской обуви уже производится в некоторых обувных округах по такой схеме: кожа поступает из Боснии и Герцеговины, изготовление подошв налажено в Румынии, а конечный продукт делают несравненные итальянские мастера.

Такого рода разделение труда в итальянском малом бизнесе интересует и Россию, причем в еще большей степени. Квалификация российской рабочей силы позволяет налаживать на месте выпуск гораздо более сложных изделий, а сам российский рынок настолько емок, что представляет огромный интерес и для сбыта готовой продукции.

Последний вопрос, который возникает при анализе этой системы: нет ли в Италии опасений выращивать себе за границей конкурентов? Опыт показал, что нет. Во-первых, через Всемирную торговую организацию все больше внимания уделяется защите торговых марок, и эта работа оказывается все более эффективной. Во-вторых, итальянские мастера все равно идут на шаг впереди любых учеников . никому еще не удавалось достичь такого же качества.

-


+