ВАСО вольется в холдинг
Если этому не помешают миноритарные акционеры
ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО) , ОАО "Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина" (АК) и ОАО "Межгосударственная авиастроительная компания "Ильюшин" (МАК) начинают слияние, одобренное правительством осенью 2002 г. Но план слияния может быть сорван, если мажоритарные акционеры ВАСО не смогут одобрить сделку квалифицированным большинством голосов.
МАК, АК и ВАСО составляют единую цепочку от разработки до производства самолетов марки "Ил". Государству принадлежат 86% акций МАК, которая владеет 78% акций АК. Вместе АК и МАК контролируют только 56,25% акций ВАСО. Остальные 43,75% акций воронежского завода распылены среди более чем 19 000 акционеров - физических и юридических лиц.
В 2001 г. компания "Ильюшин Финанс" выиграла тендер на господдержку лизинга авиатехники. А в сентябре 2002 г. правительство согласилось с планами президента Национального резервного банка Александра Лебедева (банку принадлежит 37% акций "Ильюшин Финанс") по слиянию ВАСО, МАК и АК и созданию на их основе холдинга "Корпорация "Ильюшин". 51% акций нового предприятия должен отойти государству, 49% получит "Ильюшин Финанс". Для достижения этой цели государство передало в управление "Ильюшин Финанс" принадлежащие МАК и АК 56,25% акций ВАСО. В свою очередь, частные инвесторы пообещали до 1 апреля 2003 г. добиться у акционеров одобрения сделок по слиянию компаний.
Сейчас проект по созданию новой самолетостроительной компании вступает в решающую стадию - слияние должны одобрить владельцы не менее чем 75% акций каждого из предприятий. Как заявил "Ведомостям" гендиректор "Ильюшин Финанс" Александр Рубцов, вопрос о слиянии включен в повестку дня ближайших внеочередных собраний акционеров каждого из предприятий. Внеочередное собрание ВАСО назначено на 28 марта, АК - на 29 февраля, МАК - на начало апреля. Технически слияние пройдет в форме присоединения ВАСО и МАК к АК "Ильюшин".
По словам Александра Рубцова, государство полностью поддерживает план объединения и поэтому одобрит слияние на предстоящих акционерных собраниях МАК и АК. Но сказать, как проголосуют более чем 19 000 мелких акционеров ВАСО, сложно. Собрание ВАСО проходит в заочной форме. Не факт, что сторонники слияния смогут набрать 75% голосов, необходимые для одобрения сделки.
Неопределенность результатов собрания "Ведомостям" подтвердил и гендиректор ВАСО Вячеслав Саликов. Он добавил, что пока НРБ, ВАСО или "Ильюшин Финанс" не проводят скупку акций ВАСО. А по словам Александра Рубцова, сейчас руководство ВАСО стремится "разъяснить [мелким] акционерам, что без объединения с МАК и АК у завода нет будущего".
Собеседники "Ведомостей" не смогли сказать, как изменятся планы объединения авиапредприятий, если собрание акционеров ВАСО слияние не одобрит. В Минимуществе и Минпроме от комментариев на эту тему отказались. По мнению гендиректора консалтинговой компании "Инфомост" Бориса Рыбака, "логично иметь вертикально-интегрированную авиастроительную компанию, но без авиазавода вся затея со слиянием теряет смысл".