Ресурсы по теме "Тема 27. Между монополией и конкуренцией: несовершенная конкуренция"
|
|
Акулы из Детройта поглощают .Фиат. Автор: Олег ОСИПОВ Источник: .Эхо планеты., 2002
Две мировые войны знаменитый .Фиат. только укрепили. Компания прошла по лезвию бритвы при фашистах, отвергла .ухаживания. коммунистов, выстояла в .свинцовые годы. террора мафии и .красных бригад. и обрела славу спасителя итальянской экономики. Но в последнее время компания расслабилась, захандрила и оказалась на грани разорения. И тут пришли американцы.
.Фиат. больше не нравится. Его не берут ни в родной Италии, ни в других странах Европы. Худо-бедно еще действуют сборочные линии в Аргентине и Бразилии, Польше и Турции. Но там у небогатого населения просто нет выбора. Потребители во всем мире жалуются, что новые модели итальянской компании, хоть и прошедшие через руки лучших дизайнеров, как две капли воды похожи на своих предшественниц. А цены на некогда самый народный автомобиль выше, чем на аналогичную продукцию других фирм. Былая слава .Фиата. сегодня смотрит на нас с черно-белых фотографий 60-х годов, подмигивая фарами крошечного автомобильчика, которого итальянцы привыкли называть .чинкуэченто.. То бишь . пятисотый.
Покопавшись в графиках и таблицах, специалисты добавляют со знанием дела, что у .Фиат. вдобавок уже 10 лет как нет четкой стратегии развития. Царит неразбериха во внутренней бухгалтерии и вообще . интересы автомобильной отрасли приносятся в жертву прихотям клана Джанни Аньелли, который ничего не хочет менять в доставшейся ему в наследство от деда Джованни фамильной .империи. и насчитывающей уже 103 года.
За это и поплатился .аввокато., как пока еще уважительно величают в Италии 82-летнего почетного президента .Фиат.. В то время, как все остальные производители машин давным-давно .переженились. по несколько раз друг с другом, разводились и нажили детей, автомобильный гигант в Турине, созданный в 1899 году, хранил вековую .невинность..
Сменявшиеся на протяжении десятилетий правительства в Риме ревностно оберегали этот бриллиант, не пропуская через границы Италии подбиравшийся к концерну иностранный капитал. С большим трудом туринскую затворницу уломали заключить в 2000 году договор с детройтским колоссом .Дженерал моторс. о перекрестном владении акциями. Напомним, .Фиат. заполучил шесть процентов капитала .Джи-Эм., а американцы завладели 20 процентами акций .Фиат..
Сто лет назад трудящиеся .Фаббрика итальяна аутомобиле ди Торино. называли своего работодателя не иначе как .Фероче. . .Свирепый.. Быстро развивавшаяся фабрика напоминала настоящее войско: железная дисциплина, не жалеющие .пушечного мяса. полководцы, взаимоотношения начальников и подчиненных почти палочные. Главная цель . победить, то есть получить прибыль.
На заре ХХ века, в едва успевшем объединиться итальянском королевстве промышленный гигант мог диктовать свои условия самому монарху. Бюджет одного .Фиат. превосходил расходы-доходы всей области Пьемонт. Не говоря о средствах к существованию некогда стольного града Турина, который .приютил. в своем имперском лоне невиданные до начала ХХ века чудовищных размеров цеха автомобильного завода. На .Фиат. тогда сосредоточились гении технической мысли с золотыми руками из Италии и всей Европы. Про .Фероче. говорили: .Эти знают, как выковать подковы для мухи..
Кризисы на .Фиат. были и раньше. Но нынешний . самый глубокий и почти неразрешимый традиционными средствами. Читай . государственными субсидиями. В открытой или завуалированной форме итальянское государство помогало компании выживать в экстремальных обстоятельствах. В середине 90-х годов, например, дабы подстегнуть спрос на производимые .Фиат. легковые машины, была разработана хитроумная схема, по которой государство фактически оплачивало часть каждой проданной машины, то есть для рядового покупателя новинка обходилась дешевле.
В конце 60-х .Фиат. помог выйти из очередного .штопора. Советский Союз. С финансовой точки зрения заключение договора о возведении автогиганта в Тольятти было выгодно именно итальянцам. Вместо того, чтобы отправлять устаревшие линии в переплавку, они их продали за немалые деньги в СССР, который, в свою очередь, не поскупился на то, чтобы побаловать трудящихся новыми автомобилями. Но сейчас на Россию рассчитывать не приходится.
Ныне в Линготто, где находится главный сборочный конвейер .Фиат., должны смириться с суровой действительностью: итальянские легковушки не находят покупателя. Компания уступает в конкурентной борьбе немецким, французским, британским и азиатским производителям машин.
Один из существенных пробелов .Фиат. . отсутствие собственного .джипа.. В то время когда спрос на автомобили с колесной формулой 4х4 во всем мире стремительно растет, в Линготто так и не додумались до создания собственного внедорожника. Нет у .Фиата. и небольшого купе типа .Опель-тигр.. Нет однообъемника по образу .Тойота-ярис. или .Рено-сеник.. .Ланча., претендующая на более высокий класс, никак не может дотянуться до комфортабельных немецких седанов.
Теперь автогигант вынужден закрывать свои заводы даже на территории Италии и грозит увольнениями 8100 человек, то есть почти пятой части всей своей наемной рабочей силы. Всего у .Фиат. в Италии шесть заводов. Два главных . на Сицилии. И если их закрыть, остров в буквальном смысле взорвется. С начала октября на Сицилии проходят массовые забастовки протеста . рабочие перекрыли автотрассу Палермо-Катания и железнодорожную ветку Палермо-Мессина. Местная полиция бессильна. Ведь многие их родственники работали именно на заводах .Фиат..
В начале октября случился значительный отток инвесторов от ценных бумаг .Фиат.. Акции упали до рекордного за два десятилетия уровня, и их цена опустилась почти до восьми евро. Держатели акций были вне себя от негодования. В отчаянии администрация концерна запросила профсоюзы и правительство разблокировать чрезвычайный фонд компенсации доходов для работников отрасли, с которыми временно намеревается прервать трудовые соглашения. До тех пор, пока не нормализуется положение в отрасли. .Фиат. запросил также взаймы 2,5 миллиарда евро на модернизацию автомобильного сектора, дабы восстановить конкурентоспособность. Мол, через два-три года план реструктуризации даст сногсшибательные результаты, и о кризисе можно будет забыть как о страшном сне.
Профсоюзы сходу отвергли предложенный администрацией .Фиат. план реорганизации. Оказаться на улице никому не хочется. По призыву организаций трудящихся забастовки приняли еще более массовый характер. .Увольняя свои кадры и транжиря квалифицированную рабочую силу, .Фиат. не выйдет из кризиса., . гласили транспаранты.
Самый глубокий за 100 лет существования .Фиат. кризис превратился в государственную проблему Италии. Общественное мнение было растревожено. Политики пытались извлечь из заварухи личные выгоды. Турин, бывшая столица Савойского королевства, а затем . автомобильная столица Италии, приуныл: город может лишиться последнего державного титула и превратиться в захолустье. Одно пока радует . в 2006 году там пройдет зимняя Олимпиада и в окрестностях Турина кипит бурное строительство.
Правительство стало шарахаться: давать деньги .Фиат. . или нет? Продавать иностранцам . или нет? Кабинет только в конце сентября принял в авральном режиме бюджет 2003 года с дефицитом 24 миллиарда евро.
А тут такая новая дыра. Решили: бюджетных средств концерну не предоставлять. В то же время правительство выступило против продажи .Фиат. иностранцам. А ведь по мнению экономистов, только продажа концерна могла бы способствовать возрождению автогиганта. Пусть уже и без семейства Аньелли. Но тогда Италия лишится своего родного автомобильного производства. В общем нужно решаться на что-то кардинальное, а . страшно.
Но не прошло и двух дней, как президент .Фиат. Паоло Фреско заявил, что .вопрос о продаже американской .Дженерал моторс. практически решен.. .Речь идет не о том, продавать или нет, а о том . когда и по какой цене., . сказал Фреско журналистам.
Тут правительство дало .полный назад.. Глава кабинета Сильвио Берлускони решил все-таки оказать помощь концерну. Беда, что установки Евросоюза запрещают привлекать государственные средства для решения подобных ситуаций. Ничего страшного. В Турин пригласили председателя Еврокомиссии итальянца Романо Проди. Он пообещал .Фиат. помощь со стороны Евросоюза в преодолении кризисного периода. Проди оговорился, что ЕС может начать действовать только после получения от правительства Италии официального уведомления о положении дел на .Фиат.. После этого, подчеркнул он, ЕС примет решение, какой тип вмешательства необходим и какая программа может быть применена.
Американский инвестиционный банк .Морган Стэнли. (лицо, хотя и юридическое, но крайне заинтересованное в реализации .Фиат.) считает, что итальянский концерн совершил грубейшую ошибку, отказавшись вложить крупные средства в новые проекты. .Тот, кто не вкладывает денег, лишается конкурентоспособности., . заявил один из признанных экспертов банка в области .четырех колес. Грегори Мелих.
Тут же следует напомнить, что в 2001 году .Фиат. вложил в разработку новых моделей свыше двух миллиардов евро. Это в два раза меньше, чем у БМВ и в четыре раза меньше, чем у .Фольксвагена.. По мнению немцев, .Фиат. еще может конкурировать в нише автомобилей промышленного назначения и раскручивая марку .Альфа-ромео. . легковушки .с претензией.. Американец Мелих убежден, что расплодившиеся заводы .Фиат., увы, должны быть закрыты, .потому что в Италии производительность труда теперь стала слишком высокой.. Другие эксперты сравнивают рост количества мощностей .Фиат. в Италии с раковой опухолью, которая пожирает сама себя и все .тело..
Основатель .Фиат. Аньелли не хочет расставаться с фамильной империей, .государством в государстве., правда, чахнущем на глазах. В свою очередь правительство Сильвио Берлускони боится потерять национальную автомобильную индустрию и нанести непоправимый урон имиджу страны, как одного из членов .большой семерки.. Ведь у не входящей в .клуб семи избранных. Испании есть свой СЕАТ, а у Швеции аж два .мустанга. . .Вольво. и СААБ. |