Возрождение концессий
Депутаты надеются принять закон за осеннюю сессию
У российских и иностранных инвесторов появился шанс получить в концессию природные ресурсы и инфраструктурные объекты. В октябре Дума рассмотрит подготовленные ко второму чтению поправки в законопроект "О концессионных соглашениях". Разработчики надеются принять закон до конца осенней сессии, заручившись поддержкой Минэкономразвития, Минфина и Госстроя.
Группа депутатов Госдумы во главе с председателем комитета по экономполитике Григорием Томчиным подготовила поправки к закону "О концессионных соглашениях", принятому в первом чтении еще в апреле 1996 г. Авторы за это время полностью переписали документ.
Согласно имеющемуся в распоряжении "Ведомостей" законопроекту, концессионный договор предоставляет инвестору право временного использования государственного имущества, не подлежащего приватизации, либо право создать новый объект и использовать его в течение оговоренного срока. Государство может отдавать в концессию природные ресурсы или объекты инфраструктуры - автомобильные и железные дороги, морские и воздушные порты, трубопроводы и коммунальные сети. Концессионерами могут стать любые российские и иностранные физлица и юрлица. Объект передается в концессию в результате победы на конкурсе. Помимо концессионной платы концессионер обязуется производить определенный объем продукции или услуг и развивать объект по согласованному с государством плану.
"Концессии - это важный инструмент привлечения инвестиций, ведь и государство, и концессионер приобретают серьезные дополнительные гарантии", - поясняет Томчин. Государство получает гарантированное развитие объекта, оговоренный объем инвестиций, регулярные доходы. А концессионер застрахован от неожиданного изъятия у него объекта инвестиций: в течение всего срока концессии объект не может быть реквизирован. А если это происходит по инициативе государства, то согласно законопроекту концессионеру возместят стоимость объекта и упущенную выгоду за то время, которое он рассчитывал им пользоваться. "Кроме того, договор концессии, возможно, будет дополнен особым налоговым режимом для концессионера", - говорит один из участников рабочей группы по подготовке поправок, советник Минэнерго Михаил Субботин.
По словам Томчина, 6 октября поправки будут вынесены на обсуждение комитета по экономполитике, а 17 октября - на пленарное заседание Госдумы. Его заместитель по комитету депутат Анатолий Аксаков добавляет, что у закона высокие шансы на прохождение, поскольку его поддерживают Минэкономразвития, Госстрой и Минфин. Субботин убежден, что с помощью концессий государству удастся наконец установить дифференцированную фискальную нагрузку на месторождения полезных ископаемых в зависимости от условий добычи. Правительство выступает против дифференцированных ставок налога на добычу, поскольку они открывают простор для коррупции. "Концессии - другое дело. Месторождения будут передаваться в концессию через аукцион. Все условия будут изначально зафиксированы - запасы такие-то, глубина залегания такая-то, цена - столько-то. Поэтому возможностей для коррупции не останется", - поддерживает проект депутатов замминистра экономического развития Мухамед Циканов.
Замначальника департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Максим Тимошин говорит, что переписанный ко второму чтению закон о концессиях ориентирован главным образом не на освоение недр, а на развитие инфраструктурных проектов. "Аэропорты, дороги, объекты жилищно-коммунальной сферы требуют больших инвестиций. Концессии их обеспечат", - полагает чиновник. По его мнению, концессии облегчат вход частных инвесторов в коммунальный бизнес. Эксперты его поддерживают. "Концессии позволят делегировать бизнесу ответственность за развитие объекта и издержки. Например, арендная форма сегодня относит амортизационные отчисления на плечи собственника, а концессии перенесут их на плечи концессионера", - отмечает Сергей Сиваев из Института экономики города Сергей Сиваев.
Нефтяники тоже рады, что у них будет выбор между лицензионным режимом и концессиями. "Лицензию можно отобрать в одностороннем порядке, а концессионное соглашение расторгнуть непросто, это более цивилизованная форма отношений с государством. Главное - чтобы переход от лицензий к концессиям был добровольным и постепенным", - говорит представитель крупной нефтяной компании.