1. Предметом науки принято называть:
а) труды и рекомендации ученых;
б) круг явлений, которые она исследует;
в) ее инструменты и методы;
г) область, где она применяется на практике.
2. Словом ЭКОНОМИКА принято обозначать:
а) производство материальных благ или, другими словами, хозяйственную деятельность;
б) одну из социальных наук;
в) производственные отношения (взаимодействия, коммуникации, связи) людей;
г) и то, и другое, и третье, и кое-что еще.
3. Экономическая наука . это по сути две разные науки, изучающие два разных предмета: наука о хозяйстве, к которой как раз больше подходит название .экономика., и наука о собственности, то есть о правилах устроения границы между разными хозяйствами. Первая изучает проблемы эффективного хозяйствования. Вторая . имущественные отношения хозяйств. Какими еще словами можно обозначить проблемы, стоящие перед той и другой наукой?
а) 1. Макроэкономические и 2. Микроэкономические;
б) 1. Рационального выбора и 2. Права на выбор;
в) 1. Политические и 2. Социальные;
г) 1. Труда и 2. Капитала.
4. В каком смысле следует понимать выражение .интересы общества. ?
а) у общества, как и у любого сложного организма, есть цели, устремления, интересы. Поскольку общество состоит из людей, оно является более сложным организмом, чем человеческий организм. Цели, стоящие перед ним . это цели более высокого порядка, чем цели отдельных людей. Поэтому интересы индивида должны быть полностью подчинены интересам общества;
б) интересы общества . это результирующая всех интересов, всех устремлений людей. Ее можно выявить через референдумы, опросы, изучение потребностей людей. Знание результирующей позволяет найти эффективные хозяйственные решения в масштабах региона, страны, планеты. Все, что в интересах общества, . в интересах индивида, так как интерес последнего вплетен, вплавлен в результирующую;
в) интересов общества не бывает ни в смысле интересов социального сверхорганизма (никто не наблюдал радости и печали общества, таковые бывают только у людей), ни в смысле результирующей всех интересов и устремлений людей . (ни у кого не получается сложить интересы всех людей). Общественные интересы это фантом, которому некоторые предлагают подчинить свои реально существующие интересы. Интересы людей нужно соотносить лишь с интересами других людей, а не с выдумкой . общественным интересом. Об интересах общества говорить недопустимо;
г) вполне допустимо говорить об интересах общества, но в переносном смысле, отдавая себе отчет в том, что это метафора. Не нужно полагать, что это желания социального сверхорганизма или непонятно как определяемая сумма индивидуальных интересов. В переносном же смысле интересы общества можно понимать скорее не как интересы, а как некие принципы, с которыми согласны все, например: не поступай с другими так, как ты не хотел бы, чтоб поступали с тобой.
5. Причина возникновения института собственности заключатся в:
а) разделении общества на классы: эксплуататоров и эксплуатируемых, то есть притеснителей и притесняемых, обманщиков и обманутых, насильников и насилуемых;
б) существовании возможностей, которыми не могут воспользоваться все желающие одновременно;
в) низкой производительности труда;
г) несознательности людей, непонимания ими преимуществ нераздельного (общественного) владения.
6. Имущество . это:
а) любые желанные вещи;
б) любые желанные возможности;
в) только дефицитные возможности, то есть такие возможности, которых хотелось бы иметь больше;
г) только отчуждаемые, дефицитные возможности, то есть такие возможности, которые один человек может уступить другому или отобрать у другого.
7. Рынок . это:
а) система добровольных обменов между людьми;
б) сложный социальный механизм государственного управления народным хозяйством посредством материального стимулирования и экономических методов;
в) наличие развитых социальных институтов: банков, бирж, страхования, корпораций;
г) предпринимательство (бизнес) в целях удовлетворения общественных потребностей.
8 Общенародная собственность . это:
а) право каждого свободно распоряжаться общим имуществом;
б) закрепление права по распоряжению общим имуществом за государством (соответствующими гос.органами);
в) решение проблем использования народного имущества только через прямое волеизъявление народа (референдумы, сходы, вече, съезды);
г) право на общественное богатство у того, кто его непосредственно производит.
9. Кто становится богаче в результате обмена?
а) всякий обмен . это всегда обман: один всегда становится богаче за счет другого;
б) обычно оба становятся богаче;
в) при справедливом обмене никто не становится богаче;
г) обычно оба проигрывают, потому что заняты непроизводительной деятельностью.
10. Налоги . это:
а) насилие: государство отбирает деньги у граждан;
б) торговля: граждане платят налоги в обмен на государственные услуги;
в) насилие, торговля или дар в зависимости от чувств испытываемых налогоплательщиками;
г) дар гражданина государству.
11. Если запретить или ограничить торговлю, то это приведет к :
а) расширению бескорыстных отношений между людьми, но уменьшению богатства общества из-за снижения стимулов к напряженному труду;
б) росту производства из-за сокращения непроизводительного торгового сословия, но одновременно и рос ту насилия по ограничению торговли;
в) расширению бескорыстных (братских, товарищеских) отношений и росту производства;
г) падению производства и росту насилия.
12. Как совместить интересы народа с интересами отдельных граждан?
а) необходимо добиваться полного равенства граждан любыми способами. Это и есть высший общественный интерес;
б) ученые должны найти и сформулировать цель общества (это не обязательно будет равенство), а политики . подчинить ей интересы отдельных граждан;
в) народный интерес . это метафора, а не реальность. Существуют только интересы людей, а не народи Поэтому нужно не совмещать интересы народа с интересами отдельных граждан, а предоставить гражданам полную свободу реализации их интересов.
г) народный интерес . это метафора. Под этим выражением следует понимать интересы или, лучше сказать, принципы, разделяемые подавляющим большинством людей. Совмещение интересов каждого с интересами большинства означает свободу безнасильственных действий.