economicus.ru


Типы ресурсов Инфотеки
и методические рекомендации по их использованию
Учебные тексты
Отдельные главы или параграфы из хорошего учебника, рекомендованного к использованию в средней школе. Как правило, учитель опирается на использование какого-то конкретного учебника и этот вид ресурсов может быть ему не нужен. Но в некоторых случаях, учебные тексты могут оказаться весьма полезны:
  1. если в учебнике, который использует учитель, НЕТ нужной ему темы, он может использовать в качестве опорного конспекта учебные тексты Инфотеки или непосредственно давать учащимся их для прочтения (распечатывать и давать адрес в Интернет);
  2. если учителя не устраивает то, как раскрыта данная тема в его основном учебнике, или он хочет повысить свой уровень преподавания этого материала - ему может быть интересно посмотреть, как эта тема освещается в других учебниках;
  3. если в распоряжении учителя вообще нет какого-либо учебника.
Учебные тексты повышенной сложности
Отдельные главы или параграфы из экономических учебников для высшей школы, которые не могут быть основными (опорными) учебными текстами по причине своей неполноты или повышенной сложности, но могут быть принести пользу как:
  1. материал для повышения уровня образования самого учителя, если последний заинтересован в дополнительных знаниях по конкретной теме, превышающих уровень школьных учебников
  2. материал для дополнительного изучения, который может рекомендоваться наиболее способным ученикам, требующим индивидуального подхода.
Классика экономической мысли
Произведения известных экономистов или отрывки из них, которые ознаменовали собой серьезные вехи в развитии экономической мысли с момента ее появления. Могут использоваться для:
  1. демонстрации учащимся языка и мышления великого экономиста и его эпохи;
  2. формирования дополнительного задания для более способных учащихся (например, проанализировать текст А. Смита про разделение труда и вывести основные теоретические идеи этого текста, проанализировать его с точки зрения современной теории и т. д.)
Ситуации для анализа
Статьи из различных печатных и электронных периодических изданий, которые могут служат материалом для анализа реальных ситуаций по каждой конкретной теме экономической теории. Могут использоваться следующим образом:
  1. в ходе изложения новой темы можно приводить примеры из реальной жизни, основанные на информации из предлагаемых статей;
  2. для закрепления изученного материала и тренировки умения применять теоретические знания для анализа практических ситуаций, можно просить учащихся проанализировать и проинтерпретировать ту или иную статью из газеты или журнала. Хорошее задание для домашнего выполнения.
Из истории хозяйства
История хозяйства представляет собой благодатный источник ценной информации о том, как реально развивается все то, о чем учащиеся узнают из учебников по теории. В рубрике "Из истории" собраны самые различные тексты, посвященные истории того или иного вопроса (например, историю банков, денег, профсоюзов, экономических кризисов и т. д.). Эти тексты могут использоваться для:
  1. подготовки нового урока учителем, который может черпать из этих источников примеры тех или иных теоретических понятий, или же вставить в свой урок небольшой исторический экскурс по только что изученной теме;
  2. формирования заданий для самостоятельного выполнения учащихся; например, подготовить сообщение для устного доклада или проанализировать историческое развитие какой-либо хозяйственной реалии, выделив основные этапы, тенденции и пр.
Методика
Различные рекомендации преподавателю о способах проведения урока по данной теме, подходах к объяснению сложных понятий, описание форм заданий учащимся. Источниками этих рекомендаций являются методические пособия, написанные известными специалистами в области преподавания экономики в школе.
Задания и тесты
Все типы контролирующих и развивающих заданий, которые преподаватель может давать учащимся:
  1. контрольные вопросы и тесты, которые необходимы для быстрой и "беззатратной" с точки зрения учителя проверки усвоения пройденного урока или домашнего задания; как правило, это вопросы типа "правда или ложь" или вопросы на выбор правильного ответа; наилучшим способом использования этих вопросов является распечатка их на отдельных листах бумаги и раздача учащихся для отмечания правильных ответов;
  2. вопросы для размышления
  3. задачи предполагают анализ воображаемой ситуации с числовыми данными и нахождение неизвестного параметра; само решение задачи зачастую представляет собой упражнение по математике, но его невозможно выполнить, если нет понимания экономических концепций и понятий;
  4. деловые игры, которые могут использоваться для имитации реальных экономических ситуаций, в которых учащимся придется решать проблемы, изучаемые на уроках экономики.
Изображения
Фотографии, картины, рисунки, гравюры с изображением различных ресурсов, потребительских или капитальных благ, профессий, процесса производства, фирм, денег, ценных бумаг и много другого "реального". Эти изображения могут быть использованы для
  1. наглядной демонстрации незнакомых учащимся объектом (например, станок или ценная бумага)
  2. для украшения презентации (набора слайдов), которые некоторые преподаватели делают самостоятельно для своих уроков.
Наборы слайдов (презентации)
Готовые серии наглядных слайдов для использования во время урока. Могут представлять собой "настоящие" презентации, выполненные в Microsoft PowerPoint, а могут быть просто страничками специально оформленного текста для распечатывания на прозрачных страничках или непосредственного проецирования на экран. Такие презентации являются очень ценным методическим ресурсом, хотя его использование может быть затруднено по техническим причинам (если у учителя нет проектора) или по "идеологическим" (если учитель предпочитает свое авторское понимание способа изложения материала). В последнем случае учителю будут более полезны ресурсы предыдущего типа Изображения.
Статистика
Информация о реальном хозяйстве во многих случаях принимает форму статистических данных. Здесь учитель сможет найти таблицы или графики, отражающие реальные процессы в хозяйстве России или Запада. Эту информацию можно использовать для:
  1. приведения статистических данных об изучаемом вопросе во время изложения новой темы;
  2. формирования заданий для учащихся, предметом которых может быть анализ той или иной таблицы или графика и интерпретация обнаруженных тенденций и зависимостей с точки зрения экономической теории.
Художественная литература
Многие художественные произведения содержат описания различных хозяйственных ситуаций, которые, без сомнения, могут быть с успехом использованы в учебном процессе (например, роман Т. Драйзера "Финансист" хорошо раскрывает технологию игры на бирже, экономические детективы Ю. Латыниной раскрывают особенности российского бизнеса и его отношений с обществом и властью и т. д.).
Ресурсы Интернет
Существуют полезные для учителя ресурсы Интернет, которые не могут быть погружены в Инфотеку: это сайты различных организаций или фирм, представляющие интерес для изучающих экономику. (например, сайт Центробанка или фирмы Газпром), а также различыне тематические сайты (например, сайт по нумизматике или по бухгалтерскому учету). Использовать эти сайты учитель может примерно так же, как и материалы по истории или ситуации для анализа:
  1. извлечение дополнительной иллюстративной информации для изложения нового урока,
  2. формирование заданий для самостоятельной работы учащихся: например, изучить сайт по истории анархизма и сделать доклад по основным моментам этого учения.

ОРТ-Гинцбург
(Санкт-Петербург)
Концепция проекта "Инфотека" разработана ресурсным учебным центром "ОРТ-СПб", который является представительством World ORT (Лондон) - одной из крупнейших международных образовательных организаций, работающей более чем в 100 странах.

Как добавить ресурс?
Вы можете добавить в Инфотеку образовательные ресурсы, которыми располагаете и которые могут быть на Ваш взгляд полезны для Ваших коллег-преподавателей. Для этого нужно написать вебмастеру и после этого вам будет выслан логин и пароль для доступа к интерфейсу для добавления новых ресурсов.


Поиск
Искать в   названии ресурса тексте ресурса

Искать:любое из указанных слов
 все указанные слова
 точное совпадение фразы